О мусульманских школах в степном крае в конце ХІХ - начале ХХ веков
Рост религиозного сознания казахов проявлялся в конце XIX в. увеличением числа мусульманских школ, числа грамотных мулл из среды казахов, паломников в Мекку. Похвальное отношение к стремлению к знаниям отражено во многих аятах Корана и хадисах Мухаммеда. Так, в Коране сказано: «Аллах возвысит на много ступеней тех из вас, ... которым дано знание ...». Следующие слова Мухаммеда свидетельствуют о достоинстве знаний и их приобретения: «... нет дара лучшего средь всех даров ребенку от отца, нежели образование»; «Для того, кто вступит на путь в поисках знания, Аллах облегчит путь, ведущий к раю» [1].
Расширение сети учебных заведений наблюдалось во второй половине XIX в. в связи с развитием капиталистических отношений и растущими потребностиями в образованных людях. Для административно-чиновничьего аппарата и хозяйственного освоения природных богатств края нужны были грамотные, квалифицированные кадры.
Тезис об однопроцентном уровне грамотности среди казахского населения к моменту установления Советской власти на сегодняшний день опровергнут многими исследователями. Мы полностью разделяем мнение Ж.К.Касымбаева о том, что упомянутый подсчет учитывал «лишь грамотных лиц, получивших образование в русских или русско-казахских школах, сознательно упуская из вида обучавшихся в конфессиональных школах» [2].
«Трудно сказать, — пишет А.Букейханов, — какой процент казахов был грамотен, так как обучение велось тайно». Администрация требовала, чтобы в казахских мектебах учитель знал русский язык. Кроме того, для того чтобы открыть школу или построить мечеть, требовалось особое разрешение, которое, обыкновенно не давалось. В результате этого и мектебы и мечети устраивались нелегально [3].
Тургайский губернатор Я.О.Барабаш, указывал, что «в киргизской степи существует много тайных магометанских школ, находящихся под руководством фанатичных мулл.» [4, 160-161].
Низкий уровень делопроизводства и издержки начальной стадии организации статистических органов в Российской империи также обусловили бессистемную информацию по исследуемому вопросу. В ряде официальных документов встречаются сведения о безуспешных попытках сбора информации о количестве мусульманских мектебов и медресе. Например, в 1893 г. Статистическая комиссия Императорского Вольного экономического общества разработала Инструкцию и Анкету к переписи «магометанских школ», во вступительном слове которой говорилось: «Просим дать разъяснения о числе магометанских школ в вверенном Вам районе. В случае, если не представится возможным собрать точные сведения, то Комиссия просит сообщить хотя бы о числе лиц, занимающихся обучением среди магометанского населения» [4, 11].
Лишь незначительная часть местных чиновников смогли предоставить сведения по данной анкете. Сведения были крайне скудными. Например, в одном из рапортов сообщалось: «инородное управление имеет честь донести Вашему высокоблагородию, что медресе и мектебе в здешней волости нет, а дети инородцев учатся частным порядком у мулл.» [4, 6].
Царская администрация не в состоянии была уследить «все мелкие, потайные школы в аулах. Татары-грамотеи летом торгуют, а зимой останавливаются в каком-нибудь ауле, обучают казахских детей магометанской грамоте, кто может уследить такие малейшие импровизируемые школы», — писала С.Чечерина [4, 18].
Определить точное количество мектебов и медресе и тенденции их развития в Казахстане представляется сложным также ввиду особенностей кочевого образа жизни.
По данным Н.М.Ядринцева, в 1880 г. число «магометанских» школ в Западной Сибири составляло 51, в которых учились 1370 лиц мужского пола и 300 — женского [5].
Статистические сведения по Степному краю более ли менее достоверные содержатся в материалах экспедиции Щербины, хотя и они не показывают полную картину грамотности в Крае, а только по двум уездам (табл. 1) [6].
Ну произведение, возьмем на котором, зиждиться вся историография и история Это повесть временных лет. Автор ее монах нестор это монах киево печерской лавры. Ну из правителей я возму вещего олега. Князь был мудр и осторожен, и эти качества были в нем очень развиты.(велики) Для людей они были настолько велики что казались чем, сверхъестественным) Прозывают язычники, Олега вещим, что означает волшебник. И это понятно почему, за его сверх осторожность и мудрость. Но к сожалению не удается уйти Олегу от судьбы злодейки в 879 году умирает рюрик, и передает бразды правления олегу. ла еще в довесок оставляет своего сына игоря, олегу на воспитание. Олег правит в новгороде 3 года, а затем, он гениальный полководец, собирает сильную рать, и отправляется на покорение новых земель. По водному пути олег приходит в богатый н=город киев, в ктором в то время правят два брата Аскольд и дир. Олег убивает братьев хитростью.Он оставляет часть войска сзади, и с малой дружиной подходит к киеву со словами. Мы купцы варяжские везем много товара, пусть князья выдут посмотрят а товар. Так как киев был в то время торговым городом, князья вышшли одни без свиты. И были сражены войнами олега. Вспуепив в киев, Олег объявляет киев матерью городов русских.
Рост религиозного сознания казахов проявлялся в конце XIX в. увеличением числа мусульманских школ, числа грамотных мулл из среды казахов, паломников в Мекку. Похвальное отношение к стремлению к знаниям отражено во многих аятах Корана и хадисах Мухаммеда. Так, в Коране сказано: «Аллах возвысит на много ступеней тех из вас, ... которым дано знание ...». Следующие слова Мухаммеда свидетельствуют о достоинстве знаний и их приобретения: «... нет дара лучшего средь всех даров ребенку от отца, нежели образование»; «Для того, кто вступит на путь в поисках знания, Аллах облегчит путь, ведущий к раю» [1].
Расширение сети учебных заведений наблюдалось во второй половине XIX в. в связи с развитием капиталистических отношений и растущими потребностиями в образованных людях. Для административно-чиновничьего аппарата и хозяйственного освоения природных богатств края нужны были грамотные, квалифицированные кадры.
Тезис об однопроцентном уровне грамотности среди казахского населения к моменту установления Советской власти на сегодняшний день опровергнут многими исследователями. Мы полностью разделяем мнение Ж.К.Касымбаева о том, что упомянутый подсчет учитывал «лишь грамотных лиц, получивших образование в русских или русско-казахских школах, сознательно упуская из вида обучавшихся в конфессиональных школах» [2].
«Трудно сказать, — пишет А.Букейханов, — какой процент казахов был грамотен, так как обучение велось тайно». Администрация требовала, чтобы в казахских мектебах учитель знал русский язык. Кроме того, для того чтобы открыть школу или построить мечеть, требовалось особое разрешение, которое, обыкновенно не давалось. В результате этого и мектебы и мечети устраивались нелегально [3].
Тургайский губернатор Я.О.Барабаш, указывал, что «в киргизской степи существует много тайных магометанских школ, находящихся под руководством фанатичных мулл.» [4, 160-161].
Низкий уровень делопроизводства и издержки начальной стадии организации статистических органов в Российской империи также обусловили бессистемную информацию по исследуемому вопросу. В ряде официальных документов встречаются сведения о безуспешных попытках сбора информации о количестве мусульманских мектебов и медресе. Например, в 1893 г. Статистическая комиссия Императорского Вольного экономического общества разработала Инструкцию и Анкету к переписи «магометанских школ», во вступительном слове которой говорилось: «Просим дать разъяснения о числе магометанских школ в вверенном Вам районе. В случае, если не представится возможным собрать точные сведения, то Комиссия просит сообщить хотя бы о числе лиц, занимающихся обучением среди магометанского населения» [4, 11].
Лишь незначительная часть местных чиновников смогли предоставить сведения по данной анкете. Сведения были крайне скудными. Например, в одном из рапортов сообщалось: «инородное управление имеет честь донести Вашему высокоблагородию, что медресе и мектебе в здешней волости нет, а дети инородцев учатся частным порядком у мулл.» [4, 6].
Царская администрация не в состоянии была уследить «все мелкие, потайные школы в аулах. Татары-грамотеи летом торгуют, а зимой останавливаются в каком-нибудь ауле, обучают казахских детей магометанской грамоте, кто может уследить такие малейшие импровизируемые школы», — писала С.Чечерина [4, 18].
Определить точное количество мектебов и медресе и тенденции их развития в Казахстане представляется сложным также ввиду особенностей кочевого образа жизни.
По данным Н.М.Ядринцева, в 1880 г. число «магометанских» школ в Западной Сибири составляло 51, в которых учились 1370 лиц мужского пола и 300 — женского [5].
Статистические сведения по Степному краю более ли менее достоверные содержатся в материалах экспедиции Щербины, хотя и они не показывают полную картину грамотности в Крае, а только по двум уездам (табл. 1) [6].
Это повесть временных лет.
Автор ее монах нестор это монах киево печерской лавры.
Ну из правителей я возму вещего олега.
Князь был мудр и осторожен, и эти качества были в нем очень развиты.(велики)
Для людей они были настолько велики что казались чем, сверхъестественным)
Прозывают язычники, Олега вещим, что означает волшебник.
И это понятно почему, за его сверх осторожность и мудрость.
Но к сожалению не удается уйти Олегу от судьбы злодейки в 879 году умирает рюрик, и передает бразды правления олегу. ла еще в довесок оставляет своего сына игоря, олегу на воспитание.
Олег правит в новгороде 3 года, а затем, он гениальный полководец, собирает сильную рать, и отправляется на покорение новых земель.
По водному пути олег приходит в богатый н=город киев, в ктором в то время правят два брата Аскольд и дир.
Олег убивает братьев хитростью.Он оставляет часть войска сзади, и с малой дружиной подходит к киеву со словами.
Мы купцы варяжские везем много товара, пусть князья выдут посмотрят а товар.
Так как киев был в то время торговым городом, князья вышшли одни без свиты. И были сражены войнами олега.
Вспуепив в киев, Олег объявляет киев матерью городов русских.