Идентификация «азиатских» и «европейских» гуннов нередко вызывала сомнение, так как в источниках нет прямых указаний на их миграцию к западу из среднеазиатских степей. Достоверно неизвестен и язык гуннских племен Востока и Запада, хотя по косвенным данным можно предположить, что их основную массу составляли и там и тут прототюркские племена, язык которых был предком современного чувашского. Это, конечно, не исключает многоязычия гуннских объединений, куда входили предки монголов, тунгусов, угров, а в Средней Азии и на Западе — ираноязычных племен.
Наибольшую трудность вызывает объяснение того обстоятельства, что в степях Юго-Восточной Европы гунны появились внезапно в 70-х годах IV в. Первой их жертвой стали приазовские ираноязычные аланы, лишь часть которых (предки осетин в горах Северного Кавказа. Вслед за тем, овладев Прикубаньем, гунны зимой, по льду, переправились через Керченский пролив и разгромили богатые города Боспорского царства. Вся причерноморская периферия античного мира вплоть до Днестра, сармато-аланские и готские племена были сокрушены в течение нескольких лет; частью они были включены гуннами в состав их орд, частью бежали за Днестр. К 376 г. гунны продвинулись непосредственно к границе Римской империи.
«Невиданный дотоле род людей,— пишет автор IV в. Аммиан Марцеллин, — поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и уничтожает все, что покажется навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор». Для римского эрудита, изучавшего труды ранних авторов, гунны были новым племенем, «о котором мало знают древние памятники». В середине II в. автор стихотворного «Описания населения земли» Дионисий упоминает гуннов где-то в Прикаспии. Во второй половине II в. их отмечает там и знаменитый александрийский географ Клавдий Птолемей. Но даже для образованного человека IV в. эти краткие упоминания мало о чем говорили. Поэтому столкновение с невиданным дотоле народом казалось ужасным. По словам Аммиана Марцеллина, гунны, «которые превосходят всякую меру дикости», были «семенем всех несчастий и корнем разнородных бедствий»; «все они отличаются плотными и крепкими членами, толстыми затылками и вообще столь страшным и чудовищным видом, что можно принять их за двуногих зверей... кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду; на чужбине они не входят в жилище, за исключением разве крайней необходимости... они плохо действуют в пеших стычках, но зато как бы приросли к своим выносливым, но безобразным на вид лошаденкам, и иногда, сидя на них по-женски, они исполняют все обычные свои дела; на них каждый из этого племени ночует и днюет, покупает и продает, ест и пьет и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружается в глубокий сон... Если случится рассуждать о серьезных делах, они все сообща советуются в том же обычном порядке; они не подчиняются строгой власти царя, а довольствуются случайным предводительством знатнейших и сокрушают все, что попадается на пути... У них никто не занимается хлебопашеством и никогда не касается сохи. Все они, не имея определенного места жительства... кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жены ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужалости. Никто из них не может ответить на вопрос, где его родина, он зачат в одном месте, рожден далеко оттуда, вскормлен еще дальше».
В своем ярком описании гуннов Аммиан Марцеллин допустил ряд преувеличений, наделив гуннов традиционными чертами самых диких северных племен. Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и такие навыки военного дела, вплоть до стенобитной техники, которые позволяли им сокрушать хорошо вооруженных противников, брать их укрепления и города. Но несомненно, что пришедшие в Европу племена утратили многое из достижений экономического, социального и культурного развития, которые были характерны для гуннского государства в Центральной Азии. Собственные производительные силы европейских гуннов были ничтожны. Захват продуктов труда оседлых народов, пленение и обращение в рабство ремесленников сделались для гуннов основным источником добывания жизненных благ, а их общество стало полностью паразитическим. Все это с особой силой проявилось в последующий период, когда гунны прорвали пограничную линию Римской империи.
Каждый новый век приносит «новый порядок». XVII столетие в России не относится к исключениям. В этот, по словам современников, «смутный» период на Руси произошли следующие события:
Конец царствования династии Рюриковичей: после смерти Ивана Грозного, на трон претендовали два его сына – Фёдор и Дмитрий. Малолетний царевич Дмитрий погиб в 1591 году в Угличе, а в 1598 году умирает «слабоумный» Фёдор;
Время правления «неприрождённых» государей: Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский;
В 1613 году на Земском соборе был избран новый царь – Михаил Романов. С этого момента начинается эпоха правления династии Романовых;
1645 году после смерти Михаила Фёдоровича на трон поднимается его сын – Алексей Михайлович, который за мягкий характер и доброту был прозван «Тишайшим царём»;
Конец XVII века характеризуется настоящей «чехардой» престолонаследия: после смерти Алексея Михайловича его старший сын Фёдор взошел на престол. Но после шести лет правления он умирает. Наследники Иван и Пётр были малолетними, и фактически управление большим государством переходит к их старшей сестре – Софье;
После ряда восстаний, голода и неспокойных лет правления «”не законных, а выборных » царей”, правление первых Романовых знаменуется относительным «успокоением»: войны практически не велись, внутри страны проводились умеренные преобразования;
Во время правления Алексея Михайловича церковь, ранее независимая, стала подчиняться государству и платить налоги;
К событиям XVII века относится и реформа Патриарха Никона, которая ввела изменения в проведении церковных обрядов, привела к расколу в православной церкви, появлению движения старообрядцев и в дальнейшем жестокому подавлению инакомыслия;
Господствующее положение занимал феодальный уклад. При этом проявлялись первые зачатки капитализма;
Произошло оформление крепостного права: крестьяне – – это собственность помещика, которая могла продаваться, покупаться и передаваться по наследству;
Усиление роли дворянства: дворянин не мог быть лишен поместья;
Городское население было признано особым сословием: с одной стороны, оно было независимым, а с другой – – прикреплено к городам (посадское население) и вынужденное платить «тягло» – денежные и натуральные повинности;
Увеличение прямых налогов;
Ограничение казачьей вольности;
В 1649 году издается Соборное Уложение – – главный свод законов, который касается всех отраслей и сфер государственного управления от хозяйства до государственного устройства;
Экономика страны держится на сельском хозяйстве;
Освоение новых территорий в Сибири, Поволжье и на южных границах государства.
Идентификация «азиатских» и «европейских» гуннов нередко вызывала сомнение, так как в источниках нет прямых указаний на их миграцию к западу из среднеазиатских степей. Достоверно неизвестен и язык гуннских племен Востока и Запада, хотя по косвенным данным можно предположить, что их основную массу составляли и там и тут прототюркские племена, язык которых был предком современного чувашского. Это, конечно, не исключает многоязычия гуннских объединений, куда входили предки монголов, тунгусов, угров, а в Средней Азии и на Западе — ираноязычных племен.
Наибольшую трудность вызывает объяснение того обстоятельства, что в степях Юго-Восточной Европы гунны появились внезапно в 70-х годах IV в. Первой их жертвой стали приазовские ираноязычные аланы, лишь часть которых (предки осетин в горах Северного Кавказа. Вслед за тем, овладев Прикубаньем, гунны зимой, по льду, переправились через Керченский пролив и разгромили богатые города Боспорского царства. Вся причерноморская периферия античного мира вплоть до Днестра, сармато-аланские и готские племена были сокрушены в течение нескольких лет; частью они были включены гуннами в состав их орд, частью бежали за Днестр. К 376 г. гунны продвинулись непосредственно к границе Римской империи.
«Невиданный дотоле род людей,— пишет автор IV в. Аммиан Марцеллин, — поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и уничтожает все, что покажется навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор». Для римского эрудита, изучавшего труды ранних авторов, гунны были новым племенем, «о котором мало знают древние памятники». В середине II в. автор стихотворного «Описания населения земли» Дионисий упоминает гуннов где-то в Прикаспии. Во второй половине II в. их отмечает там и знаменитый александрийский географ Клавдий Птолемей. Но даже для образованного человека IV в. эти краткие упоминания мало о чем говорили. Поэтому столкновение с невиданным дотоле народом казалось ужасным. По словам Аммиана Марцеллина, гунны, «которые превосходят всякую меру дикости», были «семенем всех несчастий и корнем разнородных бедствий»; «все они отличаются плотными и крепкими членами, толстыми затылками и вообще столь страшным и чудовищным видом, что можно принять их за двуногих зверей... кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду; на чужбине они не входят в жилище, за исключением разве крайней необходимости... они плохо действуют в пеших стычках, но зато как бы приросли к своим выносливым, но безобразным на вид лошаденкам, и иногда, сидя на них по-женски, они исполняют все обычные свои дела; на них каждый из этого племени ночует и днюет, покупает и продает, ест и пьет и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружается в глубокий сон... Если случится рассуждать о серьезных делах, они все сообща советуются в том же обычном порядке; они не подчиняются строгой власти царя, а довольствуются случайным предводительством знатнейших и сокрушают все, что попадается на пути... У них никто не занимается хлебопашеством и никогда не касается сохи. Все они, не имея определенного места жительства... кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жены ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужалости. Никто из них не может ответить на вопрос, где его родина, он зачат в одном месте, рожден далеко оттуда, вскормлен еще дальше».
В своем ярком описании гуннов Аммиан Марцеллин допустил ряд преувеличений, наделив гуннов традиционными чертами самых диких северных племен. Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и такие навыки военного дела, вплоть до стенобитной техники, которые позволяли им сокрушать хорошо вооруженных противников, брать их укрепления и города. Но несомненно, что пришедшие в Европу племена утратили многое из достижений экономического, социального и культурного развития, которые были характерны для гуннского государства в Центральной Азии. Собственные производительные силы европейских гуннов были ничтожны. Захват продуктов труда оседлых народов, пленение и обращение в рабство ремесленников сделались для гуннов основным источником добывания жизненных благ, а их общество стало полностью паразитическим. Все это с особой силой проявилось в последующий период, когда гунны прорвали пограничную линию Римской империи.
(как то так)
Каждый новый век приносит «новый порядок». XVII столетие в России не относится к исключениям. В этот, по словам современников, «смутный» период на Руси произошли следующие события:
Конец царствования династии Рюриковичей: после смерти Ивана Грозного, на трон претендовали два его сына – Фёдор и Дмитрий. Малолетний царевич Дмитрий погиб в 1591 году в Угличе, а в 1598 году умирает «слабоумный» Фёдор;
Время правления «неприрождённых» государей: Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский;
В 1613 году на Земском соборе был избран новый царь – Михаил Романов. С этого момента начинается эпоха правления династии Романовых;
1645 году после смерти Михаила Фёдоровича на трон поднимается его сын – Алексей Михайлович, который за мягкий характер и доброту был прозван «Тишайшим царём»;
Конец XVII века характеризуется настоящей «чехардой» престолонаследия: после смерти Алексея Михайловича его старший сын Фёдор взошел на престол. Но после шести лет правления он умирает. Наследники Иван и Пётр были малолетними, и фактически управление большим государством переходит к их старшей сестре – Софье;
После ряда восстаний, голода и неспокойных лет правления «”не законных, а выборных » царей”, правление первых Романовых знаменуется относительным «успокоением»: войны практически не велись, внутри страны проводились умеренные преобразования;
Во время правления Алексея Михайловича церковь, ранее независимая, стала подчиняться государству и платить налоги;
К событиям XVII века относится и реформа Патриарха Никона, которая ввела изменения в проведении церковных обрядов, привела к расколу в православной церкви, появлению движения старообрядцев и в дальнейшем жестокому подавлению инакомыслия;
Господствующее положение занимал феодальный уклад. При этом проявлялись первые зачатки капитализма;
Произошло оформление крепостного права: крестьяне – – это собственность помещика, которая могла продаваться, покупаться и передаваться по наследству;
Усиление роли дворянства: дворянин не мог быть лишен поместья;
Городское население было признано особым сословием: с одной стороны, оно было независимым, а с другой – – прикреплено к городам (посадское население) и вынужденное платить «тягло» – денежные и натуральные повинности;
Увеличение прямых налогов;
Ограничение казачьей вольности;
В 1649 году издается Соборное Уложение – – главный свод законов, который касается всех отраслей и сфер государственного управления от хозяйства до государственного устройства;
Экономика страны держится на сельском хозяйстве;
Освоение новых территорий в Сибири, Поволжье и на южных границах государства.