1. территория, населениево второй половине xviii в. территория российской империи значительно расширилась. в ее состав вошли белоруссия и правобережная украина, крым и приазовье, часть северного причерноморья и литва. за 1747-1796 гг. численность населения выросла вдвое: с 18 до 36 млн. человек. и все же россия оставалась аграрной страной - в городах проживало лишь 4% населения. большинство жителей, как и раньше, составляли крестьяне. 54% крестьян принадлежали помещикам, 40% - казне, остальные - дворцовому ведомству.2. сельское хозяйствосельское хозяйство развивалось, в основном, экстенсивно - за счет освоения малонаселенных земель в новороссии. для привлечения сюда населения правительство выделяло участки по 60 десятин всем желающим, за исключением крепостных. из новороссии даже не возвращали беглых. и все же в стране не хватало свободных людей, которые могли бы поселиться в плодородном пустующем краю. поэтому решающую роль в заселении новороссии играла помещичья колонизация. помещикам, переселявшим крестьян в причерноморье, правительство выделяло имения от 1,5 тыс. до 12 тыс. десятин. к концу xviii в. новороссия стала поставлять зерно на рынок и сбывать его за границу через черноморские порты. в дальнейшем она превратилась в одну из важнейших житниц россии.происходило и земледельческое освоение восточных районов: южного урала и сибири. коренное население под воздействием переселенцев переходило от кочевого скотоводства к возделыванию пашни.постепенно внедрялись новые культуры: подсолнечник (в основном на украине) и картофель. однако даже в конце xviii в. картофель был еще мало распространен. в 40-х гг. xix в. по россии прокатились "картофельные бунты": крестьяне протестовали против принудительного внедрения посевов картофеля.рост городов, промышленности, внешней торговли втягивал помещичье хозяйство в рыночные отношения. на юге страны, где выгодно стало производить хлеб на продажу, помещики стремились расширить барскую запашку, сокращая крестьянские наделы. увеличивалось и время, проводимое крестьянином на барщине. (на барщине находились в конце xviii в. почти 54% всех крепостных, а в черноземных районах - до 90%). обычно крестьяне работали на барщине 3-4 дня в неделю, но иногда - и все 6 дней. в некоторых случаях (правда, до конца xviii в. сравнительно редких) помещик совсем лишал крепостного надела и принуждал всю неделю работать на своем поле, снабжая его месячным довольствием. такая форма зависимости стала называться месячиной. месячина превращала крепостного в раба, полностью лишая его собственности. появление ее свидетельствовало о том, что крепостнический строй достиг пределов своего развития и стали проявляться черты упадка. в нечерноземной полосе страны организация собственного земледельческого хозяйства была помещикам невыгодна. поэтому здесь преобладал денежный оброк. размеры оброка выросли в 60 - 90-е гг. с 1-2 руб. до 5-10 руб. с ревизской души. деньги для выплаты оброка крестьяне добывали, занимаясь отхожими промыслами, уходя на заработки: в плотничьи артели, в бурлаки, в извоз, на мануфактуры. так нарушалась присущая крепостному хозяйству привязанность работника к земле. крепостное право оказывалось в противоречии с потребностями развития страны.
«Золото́й челове́к» (каз. Алтын Адам) — условное название археологической находки, сделанной в 1969 году в 50 километрах от Алма-Аты в результате раскопок кургана Иссык, достигавшего высоты 6 метров, а в диаметре — 60 метров.
Представляет собой останки сакского воина в золотой одежде. Примерный возраст захороненного там древнего человека — 18 лет. Пол не установлен. В последнее время в связи с находками в древних погребениях на Алтае предложена реконструкция головного убора, позволяющая предположить, что это останки молодой женщины. Также существовало 3 группы саков (скифов): хаомаварга (готовили напиток хаома), тиграхауда (носили остроконечный головной убор), парадарайя (заморские саки). Это — сак-тиграхауда, потому что у него на голове остроконечный головной убор длиной 70 см.
В могиле обнаружили более четырех тысяч украшений, выполненных из листового золота, некогда нашитых на одежду, обувь и головной убор, а также золотые перстни, статуэтки, бронзовое и золотое оружие, различные сосуды. В захоронении была найдена серебряная чаша с 26 письменными знаками (см. иссыкское письмо). Находка датируется V—VI веком до н. э.. Надпись на чаше до сих пор не расшифрована.
Форма одежды и захоронения наглядно показывают, что «Золотой человек» являлся потомком видного сакского предводителя или членом царской семьи.
По версиям некоторых казахстанских историков, Золотой человек — усунь, судя по его положению в кургане.
Сокровища кургана Иссык, в том числе точная копия «Золотого человека», экспонировались в Казахском музее археологии, находящемся в Алма-Ате, а теперь в Государственном музее золота и драгоценных металлов Республики Казахстан Астане.
«Золотой человек» на крылатом барсе стал одним из национальных символов Казахстана. Копии сакского воина установлены во многих городах Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на главной площади Алма-Аты.
«Золото́й челове́к» (каз. Алтын Адам) — условное название археологической находки, сделанной в 1969 году в 50 километрах от Алма-Аты в результате раскопок кургана Иссык, достигавшего высоты 6 метров, а в диаметре — 60 метров.
Представляет собой останки сакского воина в золотой одежде. Примерный возраст захороненного там древнего человека — 18 лет. Пол не установлен. В последнее время в связи с находками в древних погребениях на Алтае предложена реконструкция головного убора, позволяющая предположить, что это останки молодой женщины. Также существовало 3 группы саков (скифов): хаомаварга (готовили напиток хаома), тиграхауда (носили остроконечный головной убор), парадарайя (заморские саки). Это — сак-тиграхауда, потому что у него на голове остроконечный головной убор длиной 70 см.
В могиле обнаружили более четырех тысяч украшений, выполненных из листового золота, некогда нашитых на одежду, обувь и головной убор, а также золотые перстни, статуэтки, бронзовое и золотое оружие, различные сосуды. В захоронении была найдена серебряная чаша с 26 письменными знаками (см. иссыкское письмо). Находка датируется V—VI веком до н. э.. Надпись на чаше до сих пор не расшифрована.
Форма одежды и захоронения наглядно показывают, что «Золотой человек» являлся потомком видного сакского предводителя или членом царской семьи.
По версиям некоторых казахстанских историков, Золотой человек — усунь, судя по его положению в кургане.
Сокровища кургана Иссык, в том числе точная копия «Золотого человека», экспонировались в Казахском музее археологии, находящемся в Алма-Ате, а теперь в Государственном музее золота и драгоценных металлов Республики Казахстан Астане.
«Золотой человек» на крылатом барсе стал одним из национальных символов Казахстана. Копии сакского воина установлены во многих городах Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на главной площади Алма-Аты.