Жилища князей и бояр — хоромы — состояли, как правило, из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился терем — высокое деревянное здание-башня, где размещалось отапливаемое помещение — изба, а также холодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. Рядом с теремом находились летние неотапливаемые помещения. Их соединяли с избой холодные переходы — сени. В богатых хоромах была ещё и гридница — большая парадная горница, где хозяин пировал со своей дружиной.
Недалеко от хором находились жилища господских управителей, поварня, конюшня, кузница. Здесь же располагались кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши. В них хранились зерно, мясо, мёд, вино, овощи и другие продукты. В небольшом отдалении находилась баня. Все постройки объединялись единым двором. Дворы были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами.
Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных.
Нижний этаж был хозяйственным, верхний — жилым. Здания состояли из нескольких комнат. В комнатах (покоях) стояли деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развешивали полки для посуды. Богатые покои часто украшались восточными коврами, дорогими греческими тканями. На полу и скамьях были разбросаны медвежьи или рысьи шкуры. Жилые покои в богатых хоромах и домах освещались свечами. Главным продуктом был ржаной хлеб. Из проса, гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок, также использовали картофель
Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень
Воспитание детей в семьях горожан было трудноватым. Дети горожан обучались ремеслу, военному делу и учились грамоте, если была возможность. Девочки присматривали за младшими братьями и сёстрами матери по хозяйству, учились у неё прясть пряжу, ткать полотно, шить одежду. Главными элементами древнерусской мужской одежды были рубаха и порты -- неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Главными элементами мужской одежды были рубаха и порты -- неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Верхней одеждой были зипуны - застегивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы - кожухи и островерхие меховые или войлочные шапки. На ноги надевали сапоги. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий кокошник.
Повседневная жизнь крестьян
Крестьяне жили в небольших домах. Это были полуземлянки с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. Печи, глинобитные или каменные, по-прежнему топились по-чёрному. Окна были маленькими. Они обтягивались коровьими пузырями или промазанной маслом холстиной. Жилища освещались лучинами — тонкими щепками сухого дерева. Главным продуктом был ржаной хлеб. Из проса, гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок, также использовали картофель было редким продуктом на столах бедноты. Зато рыба была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень. Лет с семи мальчика брали работать в поле, начинали приучать к какому-нибудь делу и учить грамоте, если была возможность. Девочки присматривали за младшими братьями и сёстрами матери по хозяйству, учились у неё прясть пряжу, ткать полотно, шить. Главными элементами древнерусской мужской одежды были рубаха и порты — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Верхней одеждой были зипуны - застегивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы - кожухи и островерхие меховые или войлочные шапки. На ноги надевали лапти из коры липы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий чепец. Для простого люда устраивались народные гуляния – пели, водили хороводы, смотрели выступления скоморохов, устраивали кулачные бои (стенка на стенку). Зимой устраивались посиделки – за домашней работой рассказывали сказки, исполняли песни.
Плата за святыни - вроде как холст с изображением святых, т.е плат.
Православие в средневековой Руси формально осуждало любое ростовщичество, так называемый заём денег «в рост» (смотри статью Ростовщичество раздел «Ростовщичество и религия»), опираясь на Священное писание, но в отличие от католичества в Европе на Руси никаких кар (отлучение, анафема) к ростовщикам вне самой церкви Русская Православная церковь не принимала. Внутри церкви ростовщичество осуждалось на основании того, что в Правилах св. Апостолов (правило 44) сказано: епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников или да перестанет, или да будет извержен.
Сосредоточив в своих руках значительные земельные владения, русская церковь уже очень рано выступила в качестве мощного капиталиста, оказывавшего значительное влияние на общественные отношения Древней Руси. Широко эксплуатируя свою недвижимую собственность, русская церковь пускала в оборот свои свободные денежные средства, занимаясь, с одной стороны, торговой деятельностью, а, с другой,— выступая в качестве самого крупного ростовщика своей эпохи.
Полемическая и обличительная литература Древней Руси, а также постановления соборов, дают многочисленные свидетельства борьбы с церковным ростовщичеством, «резоиманием», которая велась, начиная с XI века. Эту борьбу с церковным ростовщичеством, объявленную с церковной кафедры и в церковной литературе, мы встречаем уже очень рано, что свидетельствует о развитии церковного ростовщичества, начиная с XI века. Борьба против церковного ростовщичества с церковной кафедры становится тем значительнее, что это было одной из редких возможностей проявления в Древней Руси общественного мнения.
В 1077 году, в поучении преподобного Феодосия, мы встречаем первое указание на «резоимание»[2]. В поучении к священникам своей епархии архиепископ Илья грозит занимающимся ростовщичеством: «И кун лишу и в казнь будете от меня». Епископ Владимирский Серапион называет ростовщичество «кровавым резоиманством» и увещает от него отказаться. В поучениях Кирилла Туровского, митрополита Кирилла II, в «Во Кирикове», на созванном в 1274 году Владимирском соборе, мы встречаем всюду то же указание на недопустимость «резоимания» и увещание духовенству не заниматься им. Такое увещание встречается и в послании митрополита Петра «игуменам, попам, дьяконам», а особенно подробно — в поучениях митрополита Фотия.
Неоднократные указания на недопустимость церковного ростовщичества встречаются и в обличительной литературе, посвящённой борьбе за церковное землевладение. Так, Вассиан, обращаясь к стяжателям — сторонникам церковного землевладения, говорит: «Вы… все годовые излишки берете себе: или обращаете в деньги, чтобы давать в рост, или храните в кладовых, чтобы после, во время голода, продавать за дорогую цену». В том же обличительном слове Вассиан бросает резкие обвинения русским епископам, которые, по его словам, «вовсе по помышляли о благотворениях, иждивали все доходы своих кафедр на то, что умышляли себе несытно бесчисленные образы одежд и пищи и которые для умножения своих доходов занимались ростовщичеством, столь же немилостиво поступая с должниками, как и всякие другие ростовщики».
Жилища князей и бояр — хоромы — состояли, как правило, из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился терем — высокое деревянное здание-башня, где размещалось отапливаемое помещение — изба, а также холодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. Рядом с теремом находились летние неотапливаемые помещения. Их соединяли с избой холодные переходы — сени. В богатых хоромах была ещё и гридница — большая парадная горница, где хозяин пировал со своей дружиной.
Недалеко от хором находились жилища господских управителей, поварня, конюшня, кузница. Здесь же располагались кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши. В них хранились зерно, мясо, мёд, вино, овощи и другие продукты. В небольшом отдалении находилась баня. Все постройки объединялись единым двором. Дворы были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами.
Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных.
Нижний этаж был хозяйственным, верхний — жилым. Здания состояли из нескольких комнат. В комнатах (покоях) стояли деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развешивали полки для посуды. Богатые покои часто украшались восточными коврами, дорогими греческими тканями. На полу и скамьях были разбросаны медвежьи или рысьи шкуры. Жилые покои в богатых хоромах и домах освещались свечами. Главным продуктом был ржаной хлеб. Из проса, гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок, также использовали картофель
Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень
Воспитание детей в семьях горожан было трудноватым. Дети горожан обучались ремеслу, военному делу и учились грамоте, если была возможность. Девочки присматривали за младшими братьями и сёстрами матери по хозяйству, учились у неё прясть пряжу, ткать полотно, шить одежду. Главными элементами древнерусской мужской одежды были рубаха и порты -- неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Главными элементами мужской одежды были рубаха и порты -- неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Верхней одеждой были зипуны - застегивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы - кожухи и островерхие меховые или войлочные шапки. На ноги надевали сапоги. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий кокошник.
Повседневная жизнь крестьян
Крестьяне жили в небольших домах. Это были полуземлянки с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. Печи, глинобитные или каменные, по-прежнему топились по-чёрному. Окна были маленькими. Они обтягивались коровьими пузырями или промазанной маслом холстиной. Жилища освещались лучинами — тонкими щепками сухого дерева. Главным продуктом был ржаной хлеб. Из проса, гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок, также использовали картофель было редким продуктом на столах бедноты. Зато рыба была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень. Лет с семи мальчика брали работать в поле, начинали приучать к какому-нибудь делу и учить грамоте, если была возможность. Девочки присматривали за младшими братьями и сёстрами матери по хозяйству, учились у неё прясть пряжу, ткать полотно, шить. Главными элементами древнерусской мужской одежды были рубаха и порты — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Верхней одеждой были зипуны - застегивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы - кожухи и островерхие меховые или войлочные шапки. На ноги надевали лапти из коры липы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий чепец. Для простого люда устраивались народные гуляния – пели, водили хороводы, смотрели выступления скоморохов, устраивали кулачные бои (стенка на стенку). Зимой устраивались посиделки – за домашней работой рассказывали сказки, исполняли песни.
Объяснение: -3 часа
Плата за святыни - вроде как холст с изображением святых, т.е плат.
Православие в средневековой Руси формально осуждало любое ростовщичество, так называемый заём денег «в рост» (смотри статью Ростовщичество раздел «Ростовщичество и религия»), опираясь на Священное писание, но в отличие от католичества в Европе на Руси никаких кар (отлучение, анафема) к ростовщикам вне самой церкви Русская Православная церковь не принимала. Внутри церкви ростовщичество осуждалось на основании того, что в Правилах св. Апостолов (правило 44) сказано: епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников или да перестанет, или да будет извержен.
Сосредоточив в своих руках значительные земельные владения, русская церковь уже очень рано выступила в качестве мощного капиталиста, оказывавшего значительное влияние на общественные отношения Древней Руси. Широко эксплуатируя свою недвижимую собственность, русская церковь пускала в оборот свои свободные денежные средства, занимаясь, с одной стороны, торговой деятельностью, а, с другой,— выступая в качестве самого крупного ростовщика своей эпохи.
Полемическая и обличительная литература Древней Руси, а также постановления соборов, дают многочисленные свидетельства борьбы с церковным ростовщичеством, «резоиманием», которая велась, начиная с XI века. Эту борьбу с церковным ростовщичеством, объявленную с церковной кафедры и в церковной литературе, мы встречаем уже очень рано, что свидетельствует о развитии церковного ростовщичества, начиная с XI века. Борьба против церковного ростовщичества с церковной кафедры становится тем значительнее, что это было одной из редких возможностей проявления в Древней Руси общественного мнения.
В 1077 году, в поучении преподобного Феодосия, мы встречаем первое указание на «резоимание»[2]. В поучении к священникам своей епархии архиепископ Илья грозит занимающимся ростовщичеством: «И кун лишу и в казнь будете от меня». Епископ Владимирский Серапион называет ростовщичество «кровавым резоиманством» и увещает от него отказаться. В поучениях Кирилла Туровского, митрополита Кирилла II, в «Во Кирикове», на созванном в 1274 году Владимирском соборе, мы встречаем всюду то же указание на недопустимость «резоимания» и увещание духовенству не заниматься им. Такое увещание встречается и в послании митрополита Петра «игуменам, попам, дьяконам», а особенно подробно — в поучениях митрополита Фотия.
Неоднократные указания на недопустимость церковного ростовщичества встречаются и в обличительной литературе, посвящённой борьбе за церковное землевладение. Так, Вассиан, обращаясь к стяжателям — сторонникам церковного землевладения, говорит: «Вы… все годовые излишки берете себе: или обращаете в деньги, чтобы давать в рост, или храните в кладовых, чтобы после, во время голода, продавать за дорогую цену». В том же обличительном слове Вассиан бросает резкие обвинения русским епископам, которые, по его словам, «вовсе по помышляли о благотворениях, иждивали все доходы своих кафедр на то, что умышляли себе несытно бесчисленные образы одежд и пищи и которые для умножения своих доходов занимались ростовщичеством, столь же немилостиво поступая с должниками, как и всякие другие ростовщики».
@
Объяснение: