Аравийский полуостров, который по площади равен четверти европы, но по природным условиям является сплошной пустыней, с давних времен населяли племена кочевников-арабов. ранее мало кому известны, в vii в. они заставили заговорить о себе в азии и европе объединение арабов и создание ими собственного государства было связано с возникновением новой религии, известной под названием "ислам" (в переводе с арабского - "покорность"). основателем ислама стал житель аравийского города мекки мухаммад (ок. 570-632). в европе его называли магометом. в своей жизни мухаммад много времени уделял религиозным размышлениям и поискам. в 610 г. он начал пророчествовать, утверждая, что получил положения новой веры от единого бога - аллаха. ученики и последователи пророка записывали его слова. после смерти мухаммада все эти записи были собраны в одну книгу - коран (в переводе с арабского - "чтение"). борьба за распространение новой веры продолжалась до 630 г., когда большинство арабских племен признала власть мухаммада и приняла ислам. после смерти пророка власть в созданной им государству унаследовали халифы - заместители пророка. возник арабский халифат. халифы призвали арабов отправляться в поход за распространение ислама среди "неверных". мир ислама перешел в наступление: началась эпоха арабских завоеваний. сначала арабы нанесли удар по богатым восточных провинциях византии. они захватили сирию, палестину и египет, а позже - все средиземноморское побережье африки. одновременно были покорены иран. в 711-714 гг. арабы завоевали почти всю испанию, преодолели пиренейские горы и только в 732 г. их дальнейшее продвижение в европу было остановлено франками в битве при пуатье. на востоке они достигли инда, захватили среднюю азию и в 751 г. на таласе нанесли поражение крупной китайской армии. далее они не пошли. в середине viii в. арабские завоевания в основном завершились. бывшие кочевники стали обладателями крупнейшей державы мира.
Средневековая философия Запада и Востока- это прежде всего философия доиндустриального, или феодального, общества, для которого характерно господство теологии и религии. Коренные изменения произошли в эпоху Возрождения, которая создала свою блестящую культуру. Базисом, на котором выросла культура Возрождения, стали городское хозяйство в период его перехода в капиталистическое. В своей работе я пытаюсь сравнить эти эпохи в тех аспектах философии, которые кажутся мне наиболее важными. Я использую не учения какого-то одного философа эпохи, а наиболее характерные положения разных представителей своего времени. Основные принципы средневековой философии (отражают принципы средневекового мышления): Принцип абсолютной личности — наиболее фундаментальная идея философского значения. Теоцентризм — принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозныхпредставлений; конкретизирует принцип абсолютной личности. Монотеизм — Бог един, а не множествен. В отличие от античных богов христианский Бог един и уникален. Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античности поставленный во о том, как из единого рождается множественное. Символизм — понимание земного как инобытия, мира Бога. Средневековый антропоцентризм: человек — не микрокосмос, а созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии (и религии) — не Космос, а человек. Человек обладает не двумя измерениями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. К первым двум добавляется "дух" (духовность) — причастность к божественному посредством веры. Высочайшая добродетель — не разум, не интеллект, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Вслед за Богом человек причастен к добру. Суть человека — вера, надежда, любовь, "но любовь из них больше" (апостол Павел). Быть человеком — значит жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди. Общество как "Град земной", как символ и подготовка к "Граду Божего". Средневековая герменевтика — искусство интерпретации текстов. Концепция линейного времени и множественности времен. Идея историзма. Истолкование природы универсалий. (общих философских понятий)
Коренные изменения произошли в эпоху Возрождения, которая создала свою блестящую культуру. Базисом, на котором выросла культура Возрождения, стали городское хозяйство в период его перехода в капиталистическое.
В своей работе я пытаюсь сравнить эти эпохи в тех аспектах философии, которые кажутся мне наиболее важными. Я использую не учения какого-то одного философа эпохи, а наиболее характерные положения разных представителей своего времени.
Основные принципы средневековой философии (отражают принципы средневекового мышления):
Принцип абсолютной личности — наиболее фундаментальная идея философского значения.
Теоцентризм — принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозныхпредставлений; конкретизирует принцип абсолютной личности.
Монотеизм — Бог един, а не множествен. В отличие от античных богов христианский Бог един и уникален.
Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античности поставленный во о том, как из единого рождается множественное.
Символизм — понимание земного как инобытия, мира Бога.
Средневековый антропоцентризм: человек — не микрокосмос, а созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии (и религии) — не Космос, а человек. Человек обладает не двумя измерениями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. К первым двум добавляется "дух" (духовность) — причастность к божественному посредством веры. Высочайшая добродетель — не разум, не интеллект, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Вслед за Богом человек причастен к добру. Суть человека — вера, надежда, любовь, "но любовь из них больше" (апостол Павел). Быть человеком — значит жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди.
Общество как "Град земной", как символ и подготовка к "Граду Божего".
Средневековая герменевтика — искусство интерпретации текстов.
Концепция линейного времени и множественности времен. Идея историзма.
Истолкование природы универсалий. (общих философских понятий)