В XVIII в. на Урале формируется целая сеть учебных заведений. Еще в конце 1701 г. по инициативе тобольского воеводы М. Я. Черкасского была открыта школа в г. Тобольске. Она явилась одной из первых светских школ в России. Обучались в ней преимущественно дети служилых людей (в программу входили славянская грамота, арифметика, геометрия, латынь, фортификационное и артиллерийское дело), а преподавали поп-расстрига Григорий Дровнин, его брат Василий и пленный швед А. Деловал.
Несколько позже появилась духовная школа при Тобольском архиерейском дворе. В нее принимали только детей священников и церковнослужителей; обучали их грамоте, письму и церковному пению, позднее вводится латынь. В 1740-х гг. тобольская школа преобразуется в семинарию. Стала духовной семинарией и открытая еще в 1735 г. славяно-латинская школа в г. Хлынове (Вятке). Вятская семинария выделялась высоким уровнем подготовки проповедников. За годы учебы семинаристы усваивали философию, богословие, арифметику, риторику, поэзию, пение, русский и латинский языки.
В начале века появляются также училища при монастырях, в том числе при Верхотурском Николаевском, Далматовском Успенском, Рафаиловском Троицком. В них учились (письму, чтению и счету) дети разных сословий, включая крестьян и ясачных людей.
Духовные школы и семинарии сыграли важную положительную роль не только в упрочении на Урале позиций церкви, но и в развитии культуры. При них имелись богатые для того времени библиотеки. При Тобольской архиерейской школе был создан первый в регионе школьный театр.
Во второй половине 80-х гг. на Урале, как и по всей России, стали создаваться (в соответствии с указом 1786 г.) главные и малые народные училища.
В главных народных училищах учились 5 лет; изучали русский, латинский и один из живых иностранных языков, отечественную историю и географию, всеобщую историю, геометрию, естествознание, физику, начала черчения и архитектуры.
Во многих уездных городах (Верхотурье, Екатеринбурге, Ирбите, Кунгуре, Соликамске, Чердыни, Шадринске, Тюмени, Туринске, Таре, Уфе, Мензелинске, Бугуруслане, Бузулуке, Слободском, Сарапуле, Нолинске и Котельниче) открываются двухклассные малые народные училища; в их программу входили чтение, письмо, катехизис, «священная» история, русская грамматика, чистописание, рисование и арифметика. Преподавать в этих училищах были приглашены наиболее ученики из семинаристов. Уфимское малое училище вскоре после своего открытия переводится в Оренбург и в 1797 г. получает статус главного народного училища. С 1794 г. открывается малое народное училище в с. Ильинском Пермского уезда в имении Строгановых.
В XVIII в. на Урале формируется целая сеть учебных заведений. Еще в конце 1701 г. по инициативе тобольского воеводы М. Я. Черкасского была открыта школа в г. Тобольске. Она явилась одной из первых светских школ в России. Обучались в ней преимущественно дети служилых людей (в программу входили славянская грамота, арифметика, геометрия, латынь, фортификационное и артиллерийское дело), а преподавали поп-расстрига Григорий Дровнин, его брат Василий и пленный швед А. Деловал.
Несколько позже появилась духовная школа при Тобольском архиерейском дворе. В нее принимали только детей священников и церковнослужителей; обучали их грамоте, письму и церковному пению, позднее вводится латынь. В 1740-х гг. тобольская школа преобразуется в семинарию. Стала духовной семинарией и открытая еще в 1735 г. славяно-латинская школа в г. Хлынове (Вятке). Вятская семинария выделялась высоким уровнем подготовки проповедников. За годы учебы семинаристы усваивали философию, богословие, арифметику, риторику, поэзию, пение, русский и латинский языки.
В начале века появляются также училища при монастырях, в том числе при Верхотурском Николаевском, Далматовском Успенском, Рафаиловском Троицком. В них учились (письму, чтению и счету) дети разных сословий, включая крестьян и ясачных людей.
Духовные школы и семинарии сыграли важную положительную роль не только в упрочении на Урале позиций церкви, но и в развитии культуры. При них имелись богатые для того времени библиотеки. При Тобольской архиерейской школе был создан первый в регионе школьный театр.
Во второй половине 80-х гг. на Урале, как и по всей России, стали создаваться (в соответствии с указом 1786 г.) главные и малые народные училища.
В главных народных училищах учились 5 лет; изучали русский, латинский и один из живых иностранных языков, отечественную историю и географию, всеобщую историю, геометрию, естествознание, физику, начала черчения и архитектуры.
Во многих уездных городах (Верхотурье, Екатеринбурге, Ирбите, Кунгуре, Соликамске, Чердыни, Шадринске, Тюмени, Туринске, Таре, Уфе, Мензелинске, Бугуруслане, Бузулуке, Слободском, Сарапуле, Нолинске и Котельниче) открываются двухклассные малые народные училища; в их программу входили чтение, письмо, катехизис, «священная» история, русская грамматика, чистописание, рисование и арифметика. Преподавать в этих училищах были приглашены наиболее ученики из семинаристов. Уфимское малое училище вскоре после своего открытия переводится в Оренбург и в 1797 г. получает статус главного народного училища. С 1794 г. открывается малое народное училище в с. Ильинском Пермского уезда в имении Строгановых.