Распространение ислама среди башкир три основных этапа. Первый этап (X–XIII вв.), связанный с деятельностью булгарских миссионеров, затрагивает преимущественно западные районы края. К этому этапу относится деятельность имама Хусейн-бека, проповедовавшего ислам башкирам и совершившего хадж (путешествие, паломничество) в Мекку.
Распространение ислама шло медленно и достаточно сложно. Считается, что к концу XIII в. элементы ислама проникли лишь в среду родоплеменной верхушки части племен западной Башкирии (бурзян, усерган, тангауров). Второй этап распространения ислама среди башкир был связан с политикой золотоордынских ханов. В Золотую Орду ислам проник при хане Берке (1257–1267), особенно интенсивно велась исламская пропаганда при ханах Узбеке и Джанибеке (1314–1357). В XIV в. на территории края было построено несколько мавзолеев. На территории Башкирии сохранилось более 90 мусульманских погребений конца XIII–XIV вв. Они свидетельствуют о постепенном распространении ислама вслед за западной и в центрально-прибельскую часть края. В этот период начинается внедрение ислама в ряды простых скотоводов-общинников.
Третий этап исламизации (XV в.) характеризуется формированием у башкир мусульманской организации, подчиненной казанскому сеиту, управляющему через своих наместников – ахунов. На этом этапе казанскими муллами ведется миссионерская деятельность в среде восточно-башкирских племен, но принятие ислама происходит в значительной мере формально (“двоеверие”). Так, на фоне строгих форм, принятых на мусульманском Востоке, “башкирский ислам” выделяется как терпимый, неагрессивный.
Распространение ислама среди башкир три основных этапа. Первый этап (X–XIII вв.), связанный с деятельностью булгарских миссионеров, затрагивает преимущественно западные районы края. К этому этапу относится деятельность имама Хусейн-бека, проповедовавшего ислам башкирам и совершившего хадж (путешествие, паломничество) в Мекку.
Распространение ислама шло медленно и достаточно сложно. Считается, что к концу XIII в. элементы ислама проникли лишь в среду родоплеменной верхушки части племен западной Башкирии (бурзян, усерган, тангауров). Второй этап распространения ислама среди башкир был связан с политикой золотоордынских ханов. В Золотую Орду ислам проник при хане Берке (1257–1267), особенно интенсивно велась исламская пропаганда при ханах Узбеке и Джанибеке (1314–1357). В XIV в. на территории края было построено несколько мавзолеев. На территории Башкирии сохранилось более 90 мусульманских погребений конца XIII–XIV вв. Они свидетельствуют о постепенном распространении ислама вслед за западной и в центрально-прибельскую часть края. В этот период начинается внедрение ислама в ряды простых скотоводов-общинников.
Третий этап исламизации (XV в.) характеризуется формированием у башкир мусульманской организации, подчиненной казанскому сеиту, управляющему через своих наместников – ахунов. На этом этапе казанскими муллами ведется миссионерская деятельность в среде восточно-башкирских племен, но принятие ислама происходит в значительной мере формально (“двоеверие”). Так, на фоне строгих форм, принятых на мусульманском Востоке, “башкирский ислам” выделяется как терпимый, неагрессивный.