Иной вариант решения проблемы предложен р. Моше-Хпимом Луцато
Он совершенно не пытается спорить с тем, что в мире существует зло. Наоборот и добро и зло - создания Всевышнего. Зачем нужно зло? Рассуждение здесь выглядит так:
Творец при Сотворении мира хотел создать одно из творений таковым образом, чтобы оно могло принимать благо (добро) по заслугам своим. Для того, чтобы приобрести заслуги, это творение должно иметь возможность ВЫБОРА. Поэтому Он создал человека, наделив его двумя началами: склонностью к добру и склонностью ко злу. Выбирая между ними, человек приобретает заслугу (из писем, 23)
С другой стороны грядущая победа добра над злом продемонстрирует всему миру полную и единоличную власть Создателя над миром:
Всевышний хотел даровать добро таким образом, чтобы человеку было не стыдно его принимать и хотел Он проявить Свою единоличную властьВначале Он дает злу возможность существования в мире, с тем, чтобы потом исправить все зло, произошедшее в мире. И тогда Его единоличная власть проявится в мире. (138 врат мудрости 3-4).
Тем самым мы видим, что Творец создал в мире добро и зло. С одной стороны для того, чтобы дать человеку возможность выбирать. С другой стороны, по мнению Моше-Хаима Луцато зло существует в мире лишь временно до тех пор, пока Творец не сочтет, что пришло время явить Свою власть, и тогда зло пропадет и станет ясно, что Творец один правит миром. Непременным элементом всего этого рассуждения является будущее исправление всего зла в мире и единый источник как добра, так и зла.
Падение Византии - результат многовекового упадка, в который империя впала после Четвертого крестового похода, приведшего к захвату Константинополя и распаду Византии на несколько империй. Со временем, Византия была восстановлена, но былого могущества так и не достигла. Кроме того, ей не Западная Европа, даже после обещания воссоединить православие и католичество. Впрочем, Византия воевала с турками на протяжении всех этих веков, со времён Сельджукского султаната, и постепенно отдавала им территории, терпя поражения; к моменту падения империи турки уже покорили практически всю Малую Азию вследствие множества войн. Османский султанат лишь завершил войну, которая с перерывами длилась много лет. Сложно это назвать "неоказанием достойного сопротивления": Византия сопротивлялась долго.
Болгария также пребывала в отсутствии единства: Болгарское царство распалось на государства со столицами в Видине и Велико-Тырнове. То же самое касается и Сербии. Таким образом, раздробленность обеспечила поражение этих стран против единого войска турок-османов. Эти земли, в отличие от византийских, турки захватили относительно быстро.
Церковная уния была последней мерой, которую пообещал католическому миру византийский император за против турков. Несмотря на обещание объединить православие и католичество, решающая не пришла. Это было одной из причин, почему некоторые православные государства, например, Россия, отвергли унию. Русская церковь отказалась подчиняться Константинопольскому патриархату после унии и де-факто присвоила себе автокефалию до того дня, когда в правление Ивана Грозного официально появился патриарх Московский и всея Руси.
Он совершенно не пытается спорить с тем, что в мире существует зло. Наоборот и добро и зло - создания Всевышнего. Зачем нужно зло? Рассуждение здесь выглядит так:
Творец при Сотворении мира хотел создать одно из творений таковым образом, чтобы оно могло принимать благо (добро) по заслугам своим. Для того, чтобы приобрести заслуги, это творение должно иметь возможность ВЫБОРА. Поэтому Он создал человека, наделив его двумя началами: склонностью к добру и склонностью ко злу. Выбирая между ними, человек приобретает заслугу (из писем, 23)
С другой стороны грядущая победа добра над злом продемонстрирует всему миру полную и единоличную власть Создателя над миром:
Всевышний хотел даровать добро таким образом, чтобы человеку было не стыдно его принимать и хотел Он проявить Свою единоличную властьВначале Он дает злу возможность существования в мире, с тем, чтобы потом исправить все зло, произошедшее в мире. И тогда Его единоличная власть проявится в мире. (138 врат мудрости 3-4).
Тем самым мы видим, что Творец создал в мире добро и зло. С одной стороны для того, чтобы дать человеку возможность выбирать. С другой стороны, по мнению Моше-Хаима Луцато зло существует в мире лишь временно до тех пор, пока Творец не сочтет, что пришло время явить Свою власть, и тогда зло пропадет и станет ясно, что Творец один правит миром. Непременным элементом всего этого рассуждения является будущее исправление всего зла в мире и единый источник как добра, так и зла.
Падение Византии - результат многовекового упадка, в который империя впала после Четвертого крестового похода, приведшего к захвату Константинополя и распаду Византии на несколько империй. Со временем, Византия была восстановлена, но былого могущества так и не достигла. Кроме того, ей не Западная Европа, даже после обещания воссоединить православие и католичество. Впрочем, Византия воевала с турками на протяжении всех этих веков, со времён Сельджукского султаната, и постепенно отдавала им территории, терпя поражения; к моменту падения империи турки уже покорили практически всю Малую Азию вследствие множества войн. Османский султанат лишь завершил войну, которая с перерывами длилась много лет. Сложно это назвать "неоказанием достойного сопротивления": Византия сопротивлялась долго.
Болгария также пребывала в отсутствии единства: Болгарское царство распалось на государства со столицами в Видине и Велико-Тырнове. То же самое касается и Сербии. Таким образом, раздробленность обеспечила поражение этих стран против единого войска турок-османов. Эти земли, в отличие от византийских, турки захватили относительно быстро.
Церковная уния была последней мерой, которую пообещал католическому миру византийский император за против турков. Несмотря на обещание объединить православие и католичество, решающая не пришла. Это было одной из причин, почему некоторые православные государства, например, Россия, отвергли унию. Русская церковь отказалась подчиняться Константинопольскому патриархату после унии и де-факто присвоила себе автокефалию до того дня, когда в правление Ивана Грозного официально появился патриарх Московский и всея Руси.