Одним из самых древних и важных обычаев казахского народа является «Бата беру — Благословение».
Одна из народных пословиц гласит:
Жаңбырменен жер көгерер,
Батаменен ел көгерер.
Благодаря дождю земля зеленеет,
Благословением процветает страна.
Зачастую благословение дается в стихах. Обычно это делают старшие по возрасту мужчины и женщины. Это происходит в следующих случаях:
рождается ребенок и ему выбирают имя,
ребенок начинает ходить,
впервые сажают в седло,
малыш идет в школу,
во время кудалык (сватовство),
беташар – церемония открывания лица невесты,
во время проведения ас (поминки),
в начале тоя (свадьба),
когда собирается урожай,
перед сражением с врагами,
перед дальней дорогой и т. д.
Бывает мастера благословить своих учителей, батыров. Благословляют святые старцы.
Как дается благословение?
Обычно
благословляют, слегка раскрыв обе ладони на уровне сердца
Все вокруг, стар и млад, тоже подобным образом держат руки. После того как заканчивается благословение, все проводят ладонями по лицу.
Бата может совершаться как стоя, так и сидя, в любое время суток. Например, мать батыра Райымбека Ханкельдиулы перед походом благословила своего сына глубокой ночью.
Исторически значимые благословения
Казахскую историю вообще можно назвать историей бата. До наших дней сохранились тексты множества благословений исторических личностей. В эциклопедии «Абай» можно прочесть: «Жанибек Кошкарулы (1693-1752). Он был прозван народом Шакшак Жанибек атанған. Шакшак — так звали его прадеда в третьем поколении. Он принял благословение от 126-летнего абыза Каракерея Сары и 90-летнего старца Тойгана. В 17 лет в поединке победил главного калмыцкого батыра».
Именитый би Толе так благословил батыра Койгельды во время знаменитой Аныракайской битвы:
Аталы ұлдың сөзі баян-ды,
Атасыз ұлдың сөзі шаян-ды.
Аталы ұл Қойгелдім,
Ел үшін неден аянды?!
Желкесін үзді сұм жаудың,
Дегенде қатер таянды.
Олжа әперген еріңе
Саялат елім саяңды!
Қойгелдім, жай қолыңды,
Алла оңғарсын жолыңды!…
Ата жолын қуған ұл
Алашқа әмсе пана бол!
Ұлдарына аға бол!
Қыздарына пана бол!
Қойгелдім мсе қыран бол,
Ел-жұртыңа ұран бол!
Перевод:
Сын отца скажет правду,
Слово безотцовщины, как скорпиона укус.
Сын достойного отца Койгельды
За страну ли жизнь свою?!
Он шею сломал подлому врагу,
Защитив от опасности страну.
Принесшего победу герою
Земля, не жалей добра!
Раскрой свои ладони, Койгельды,
Создатель раздвинет преграды пусть!…
По стопам отца идущий сын
Для всего Алаша опорой будь!
Младшим старшим братом ты будь!
Для девушек защитой стань!
И взлети, как сокол, высоко, Койгельды!
Пусть имя твое станет клич народа!
В книге Ж. К. Оразалинова приведены разные бата. Одно из наиболее ярких — бата, данное матерью батыру Райымбеку, пока он собирался на битву с джунгарскими захватчиками:
Қолыңды жай құлыным,
Жәрдем болсын құдайым.
Медет тілеп пірлерден,
Жаратқанға жылайын.
Ғайып ерен, қырық шілтен,
Адасса жолға салып жүр,
Сыртыңнан қорғап бағып жүр…
Жауға аттанып барасың,
Анаңның құрттың шарасын.
Қалмақтан кекті алдырып,
Жазғайсың көңіл жарасын.
Сескенбей жүр шырағым,
Атаңа жетіп барасың.
Жаратқан ие қолдасын,
Жолбарыс болсын жолдасың!
Перевод:
Сын мой, ты раскрой ладони,
Пусть поддержит тебя наш бог.
От духов наших поддержки жду,
Чтоб создатель увидел, лью слезу.
Если заблудится, покажите путь,
За спиной поддержите, укажите суть…
Сын мой, ты идешь на врага,
Что матери делать, если б знала она.
Калмыкам отомсти за все,
Наших душ раны вылечи все,
Не бойся никого, мой сын,
И встретишься с отцом, мой сын,
Пусть поддержит сам создатель тебя,
И бесстрашный тигр будет другом всегда!
Благословение врагам
Бывало благословляли и врагов. Однажды в аул пришли неприятели. Нурила Мактыагзамкызы, прозванная народом за мудрость Домалак Ана, заметила всадников, направляющихся к аулу. Мужчин в ауле не было, поэтому Домалак Ана оделась как старуха. Вооруженным неприятелям она сказала, что им не следует трогать табуны лошадей, ничего путного не выйдет. Но они не обратили внимания на ее слова и погнали лошадей в сторону реки Боралдай. Полноводная река не давала им перейти на другую сторону. Тогда они нашли мелкое место и начали переход. Но и здесь усилившиеся волны мешали угонщикам. Чудом оставшись в живых, грабители поняли, что их предупредила не женщина. Возвратились они в аул и по прощения у нее. Тогда Домалак ана их:
Колонизация Америки происходила путём выселения из родных земель и истребления коренного населения Америки.
3 августа 1492 года Христофор Колумб отплыл из города Палос-де-ла-Фронтера на трёх судах: «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария», в поисках Индии. Через 70 дней плавания он достиг нескольких островов нового, неизвестного континента.
12 октября Колумб, со своим экипажем в 90 человек, высадился на одном из Багамских островов. В этот же день произошёл первый контакт с местными жителями острова. В своём личном дневнике в этот же день Христофор Колумб оставляет запись с первыми впечатлениями:
«Эти люди ни в чём не испытывали нужды. Они заботились о своих растениях, были искусными рыбаками, каноистами и пловцами. Они строили привлекательные жилища и держали их в чистоте. Эстетически они выражали себя в дереве. У них было свободное время, чтобы заниматься игрой в мяч, танцами и музыкой. Они жили в мире и дружбе. …Эти люди ходят, в чём их мать родила, но добродушны… их можно сделать свободными и обратить в нашу Святую Веру. Из них получатся хорошие и искусные слуги».
Одним из самых древних и важных обычаев казахского народа является «Бата беру — Благословение».
Одна из народных пословиц гласит:
Жаңбырменен жер көгерер,
Батаменен ел көгерер.
Благодаря дождю земля зеленеет,
Благословением процветает страна.
Зачастую благословение дается в стихах. Обычно это делают старшие по возрасту мужчины и женщины. Это происходит в следующих случаях:
рождается ребенок и ему выбирают имя,
ребенок начинает ходить,
впервые сажают в седло,
малыш идет в школу,
во время кудалык (сватовство),
беташар – церемония открывания лица невесты,
во время проведения ас (поминки),
в начале тоя (свадьба),
когда собирается урожай,
перед сражением с врагами,
перед дальней дорогой и т. д.
Бывает мастера благословить своих учителей, батыров. Благословляют святые старцы.
Как дается благословение?
Обычно
благословляют, слегка раскрыв обе ладони на уровне сердца
Все вокруг, стар и млад, тоже подобным образом держат руки. После того как заканчивается благословение, все проводят ладонями по лицу.
Бата может совершаться как стоя, так и сидя, в любое время суток. Например, мать батыра Райымбека Ханкельдиулы перед походом благословила своего сына глубокой ночью.
Исторически значимые благословения
Казахскую историю вообще можно назвать историей бата. До наших дней сохранились тексты множества благословений исторических личностей. В эциклопедии «Абай» можно прочесть: «Жанибек Кошкарулы (1693-1752). Он был прозван народом Шакшак Жанибек атанған. Шакшак — так звали его прадеда в третьем поколении. Он принял благословение от 126-летнего абыза Каракерея Сары и 90-летнего старца Тойгана. В 17 лет в поединке победил главного калмыцкого батыра».
Именитый би Толе так благословил батыра Койгельды во время знаменитой Аныракайской битвы:
Аталы ұлдың сөзі баян-ды,
Атасыз ұлдың сөзі шаян-ды.
Аталы ұл Қойгелдім,
Ел үшін неден аянды?!
Желкесін үзді сұм жаудың,
Дегенде қатер таянды.
Олжа әперген еріңе
Саялат елім саяңды!
Қойгелдім, жай қолыңды,
Алла оңғарсын жолыңды!…
Ата жолын қуған ұл
Алашқа әмсе пана бол!
Ұлдарына аға бол!
Қыздарына пана бол!
Қойгелдім мсе қыран бол,
Ел-жұртыңа ұран бол!
Перевод:
Сын отца скажет правду,
Слово безотцовщины, как скорпиона укус.
Сын достойного отца Койгельды
За страну ли жизнь свою?!
Он шею сломал подлому врагу,
Защитив от опасности страну.
Принесшего победу герою
Земля, не жалей добра!
Раскрой свои ладони, Койгельды,
Создатель раздвинет преграды пусть!…
По стопам отца идущий сын
Для всего Алаша опорой будь!
Младшим старшим братом ты будь!
Для девушек защитой стань!
И взлети, как сокол, высоко, Койгельды!
Пусть имя твое станет клич народа!
В книге Ж. К. Оразалинова приведены разные бата. Одно из наиболее ярких — бата, данное матерью батыру Райымбеку, пока он собирался на битву с джунгарскими захватчиками:
Қолыңды жай құлыным,
Жәрдем болсын құдайым.
Медет тілеп пірлерден,
Жаратқанға жылайын.
Ғайып ерен, қырық шілтен,
Адасса жолға салып жүр,
Сыртыңнан қорғап бағып жүр…
Жауға аттанып барасың,
Анаңның құрттың шарасын.
Қалмақтан кекті алдырып,
Жазғайсың көңіл жарасын.
Сескенбей жүр шырағым,
Атаңа жетіп барасың.
Жаратқан ие қолдасын,
Жолбарыс болсын жолдасың!
Перевод:
Сын мой, ты раскрой ладони,
Пусть поддержит тебя наш бог.
От духов наших поддержки жду,
Чтоб создатель увидел, лью слезу.
Если заблудится, покажите путь,
За спиной поддержите, укажите суть…
Сын мой, ты идешь на врага,
Что матери делать, если б знала она.
Калмыкам отомсти за все,
Наших душ раны вылечи все,
Не бойся никого, мой сын,
И встретишься с отцом, мой сын,
Пусть поддержит сам создатель тебя,
И бесстрашный тигр будет другом всегда!
Благословение врагам
Бывало благословляли и врагов. Однажды в аул пришли неприятели. Нурила Мактыагзамкызы, прозванная народом за мудрость Домалак Ана, заметила всадников, направляющихся к аулу. Мужчин в ауле не было, поэтому Домалак Ана оделась как старуха. Вооруженным неприятелям она сказала, что им не следует трогать табуны лошадей, ничего путного не выйдет. Но они не обратили внимания на ее слова и погнали лошадей в сторону реки Боралдай. Полноводная река не давала им перейти на другую сторону. Тогда они нашли мелкое место и начали переход. Но и здесь усилившиеся волны мешали угонщикам. Чудом оставшись в живых, грабители поняли, что их предупредила не женщина. Возвратились они в аул и по прощения у нее. Тогда Домалак ана их:
– Ендеше қолдарыңды жайыңдар!
Құдай оңдасын, аруақ қолдасын!
Адал жүріп, адал тұрыңдар
Алдарыңнан жарылқасын! –
Перевод:
– Поднимите руки свои!
Пусть бог укажет вам правильный путь,
И предки поддержат отныне честными быть.
И тогда удача выйдет навстречу вам! –
Объяснение:
Их истребить в Северной америке
Объяснение:
Латинская Америка
Колонизация Америки происходила путём выселения из родных земель и истребления коренного населения Америки.
3 августа 1492 года Христофор Колумб отплыл из города Палос-де-ла-Фронтера на трёх судах: «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария», в поисках Индии. Через 70 дней плавания он достиг нескольких островов нового, неизвестного континента.
12 октября Колумб, со своим экипажем в 90 человек, высадился на одном из Багамских островов. В этот же день произошёл первый контакт с местными жителями острова. В своём личном дневнике в этот же день Христофор Колумб оставляет запись с первыми впечатлениями:
«Эти люди ни в чём не испытывали нужды. Они заботились о своих растениях, были искусными рыбаками, каноистами и пловцами. Они строили привлекательные жилища и держали их в чистоте. Эстетически они выражали себя в дереве. У них было свободное время, чтобы заниматься игрой в мяч, танцами и музыкой. Они жили в мире и дружбе. …Эти люди ходят, в чём их мать родила, но добродушны… их можно сделать свободными и обратить в нашу Святую Веру. Из них получатся хорошие и искусные слуги».