13 декабря 1799 года во Франции была принята новая конституция. Её принципами были объявлены: «успокоение, порядок, законность». Законодательная власть была разделена между четырьмя разными органами. Исполнительная собиралась в руках одного человека – первого консула. Решения он принимал сам относительно войны и мира, законопроектов, вносимых в Сенат, назначения чиновников. Второй и третий консулы имели совещательный голос. Французы устали от революции, и режим личной власти был одобрен на плебисците.
Во время Консульства были подтверждены гражданские свободы французов. Восстановлено всеобщее избирательное право. Местная власть ликвидировалась. Был принят ряд законов в интересах собственников. Подтверждались права на имущество, приобретённое в годы революции. Поощрялось предпринимательство. Крупной буржуазии были сделаны выгодные государственные заказы. Были проведены реформы, в ходе которых удалось восстановить финансовую систему Франции.
первые годы после прихода большевиков к власти в 1917 году их религиозная политика несколько раз меняла своё направление. Устойчивым оставалось желание покончить в первую очередь с Русской православной церковью, как главенствующей на момент революции религиозной организацией в стране. Для достижения этой цели большевики пытались, в числе прочего, использовать и другие религиозные конфессии. Однако в целом религиозная политика была последовательно направлена на искоренение религии, как несовместимой с марксистской идеологией.
1917—1920 годыПравить
С одной стороны, ряд законодательных актов, принятых сразу после октябрьской революции, соответствовал модели светского европейского государства[1]. Так, «Декларация прав народов России» предусматривала отмену «всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений»[2]. Позднее эта норма была закреплена в первой советской Конституции 1918 года. Также был узаконен институт гражданского (нецерковного) брака, церковь отделена от школы.
С другой стороны, большевики с самого начала не скрывали своего враждебного отношения к религии вообще и к Православной церкви, в частности. Так, в ст. 65 той же Конституции 1918 года, исходя из принципа разделения общества на «близкие» и «чуждые» классы, «монахи и духовные служители церквей и культов» лишались избирательных прав. Церковный историк протоиерей Владислав Цыпин пишет: «Православная Церковь была отделена от государства, но при этом не получила прав частного религиозного общества. Принципиальное отличие советского законодательства „о культах“ от правового режима отделения Церкви в таких государствах, как США или Франция, заключалось в последних параграфах „Декрета“, положения которых неизменно воспроизводились в более поздних актах: „Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церквей и религиозных обществ объявляются народным достоянием“. Храмы, святые иконы, священные сосуды отнимались у Церкви. Церковь лишалась всякой собственности.»
13 декабря 1799 года во Франции была принята новая конституция. Её принципами были объявлены: «успокоение, порядок, законность». Законодательная власть была разделена между четырьмя разными органами. Исполнительная собиралась в руках одного человека – первого консула. Решения он принимал сам относительно войны и мира, законопроектов, вносимых в Сенат, назначения чиновников. Второй и третий консулы имели совещательный голос. Французы устали от революции, и режим личной власти был одобрен на плебисците.
Во время Консульства были подтверждены гражданские свободы французов. Восстановлено всеобщее избирательное право. Местная власть ликвидировалась. Был принят ряд законов в интересах собственников. Подтверждались права на имущество, приобретённое в годы революции. Поощрялось предпринимательство. Крупной буржуазии были сделаны выгодные государственные заказы. Были проведены реформы, в ходе которых удалось восстановить финансовую систему Франции.
первые годы после прихода большевиков к власти в 1917 году их религиозная политика несколько раз меняла своё направление. Устойчивым оставалось желание покончить в первую очередь с Русской православной церковью, как главенствующей на момент революции религиозной организацией в стране. Для достижения этой цели большевики пытались, в числе прочего, использовать и другие религиозные конфессии. Однако в целом религиозная политика была последовательно направлена на искоренение религии, как несовместимой с марксистской идеологией.
1917—1920 годыПравить
С одной стороны, ряд законодательных актов, принятых сразу после октябрьской революции, соответствовал модели светского европейского государства[1]. Так, «Декларация прав народов России» предусматривала отмену «всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений»[2]. Позднее эта норма была закреплена в первой советской Конституции 1918 года. Также был узаконен институт гражданского (нецерковного) брака, церковь отделена от школы.
С другой стороны, большевики с самого начала не скрывали своего враждебного отношения к религии вообще и к Православной церкви, в частности. Так, в ст. 65 той же Конституции 1918 года, исходя из принципа разделения общества на «близкие» и «чуждые» классы, «монахи и духовные служители церквей и культов» лишались избирательных прав. Церковный историк протоиерей Владислав Цыпин пишет: «Православная Церковь была отделена от государства, но при этом не получила прав частного религиозного общества. Принципиальное отличие советского законодательства „о культах“ от правового режима отделения Церкви в таких государствах, как США или Франция, заключалось в последних параграфах „Декрета“, положения которых неизменно воспроизводились в более поздних актах: „Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церквей и религиозных обществ объявляются народным достоянием“. Храмы, святые иконы, священные сосуды отнимались у Церкви. Церковь лишалась всякой собственности.»