Индустриальное общество. новые классы и группы населения. крупная машинная индустрия изменила положение и облик общественных классов.раньше буржуазия и наемные рабочие вместе составляли незначительное меньшинство населения. в результате промышленной революции их численность многократно увеличилась, особенно рабочих, которые в передовых странах к концу xix в. составляли приблизительно четверть самодеятельного населения (т. е. исключая иждивенцев — детей, стариков, неработающих женщин и т. а в великобритании — и того более. что касается буржуазии, то она никогда не была особенно многочисленным классом. ее положение в обществе определялось не числом, а могуществом. в результате промышленной революции она окончательно превзошла в силе и богатстве все другие классы. глубокие перемены произошли в составе буржуазии. в прошлом она занималась преимущественно торговлей и ростовщичеством. производство ее интересовало лишь как дополнение к посреднической торговле. подъему крупной индустрии сложилась относительно многочисленная и влиятельная группа промышленной буржуазии, длякоторой развитие производства было главной целью, а торговля и кредит — лишь средствами ее достижения. промышленники заняли ведущее положение в составе буржуазного класса. еще больше изменились рабочие. во времена мануфактурного производства их было почти невозможно отличить от сельских и городских ремесленников: и те и другие трудились большей частью в собственных мастерских, использовали личные орудия труда. да и работа на купца-мануфактуриста для многих ремесленников и крестьян служила лишь источником дополнительного дохода. в результате промышленной революции они были поставлены перед выбором — либо попытаться сохранить свое крестьянское хозяйство или ремесленную мастерскую, либо, бросив все, уйти на завод. работа на заводе занимала все время, требовала полной отдачи сил, и совмещать ее с какой-то иной трудовой деятельностью не представлялось возможным. одновременно промышленная революция обесценила квалификацию мастеров ручного труда. машины были настолько просты в обращении, что не требовали от работника ни каких-то особых навыков, ни большой силы. поэтому среди рабочих было много женщин и детей. но по мере усложнения машин изменялись и требования к квалификации рабочих. уже в середине xix в. среди них сложилась группа работников квалифицированного труда — механиков, занятых обслуживанием машин. промышленная революция и к другим социальным переменам. снизилась общественная роль дворянства, которое в большинстве стран утратило не только сословные привилегии, но и положение самой богатой и могущественной социальной группы. единственной сферой, где дворяне до конца xix в. еще удерживали ведущие позиции, была государственная служба. крестьяне все еще оставались самым многочисленным классом общества, однако их доля в составе населения неуклонно сокращалась. в великобритании они практически исчезли совсем, уступив место капиталистическим фермерам и наемным работникам (батракам). наконец, возникли новые социальные группы, занимавшие промежуточное положение между буржуазией и наемными рабочими. нужда в специалистах по решению технических проблем, возникающих на производстве и транспорте, обусловила появление инженеров и техников. с буржуазией их сближали образование, культура, умственный труд, а с рабочими — труд по найму. то же можно сказать и о служащих промышленных предприятий, банков, универсальных магазинов.лишь крупными акционерными компаниями по своему положению (доходу, образованию, руководящим функциям) явно тяготели к буржуазии. в научной общество, сформировавшееся в результате промышленной революции, получило определение индустриального. кго отличительной чертой является высокая доля в составе населения классов и социальных групп, положение которых было обусловлено подъемом крупной машинной индустрии
Древняя Русь, вплоть до церковного раскола была духовно единой. Все одинаково верили, принадлежали к одной духовной культуре. И цари, и бояре, и дворяне, и крестьяне — все члены средневековой Руси. Средневековая Русь была самобытным государством. Высшие и низшие классы были звенья единого национального целого. Церковный раскол вызвал первую трещину. Реформы Петра вызвали много других трещин в национальном сознании. Разница в образовании, в быте, между различными слоями русского общества была количественная, а не качественная, каковой она стала после петровских реформ. Раскол раздробил духовное единство русского народа в один из самых трудных моментов его истории. В тот момент, когда Россия вплотную столкнулась с проблемой культурной связи с Европой, в народе возник религиозный раскол. Раскол был роковым обстоятельством в эпоху, когда русскому народу необходимо было учиться у запада. Именно в результате раскола петровские реформы приняли такой подражательный, обезьяний характер. Л. Тихомиров, Владимир Соловьев и многие другие мыслители справедливо указывают на теснейшую взаимосвязь между расколом и характером петровских реформ. Первая основа самобытности всякого народа, вера — была разорвана на две части. Спор во время раскола шел ведь вовсе не о мелочах обрядности, как обычно изображали суть раскола сторонники западно-европейской культуры. “В нашем домашнем расколе, — пишет Владимир Соловьев в своей работе “История и будущность теократии”, — дело шло не о тех частных пунктах, которые выставлялись (впрочем совершенно искренно) спорящими сторонами, а об одном общем вопросе весьма существенного значения. Чем определяется религиозная истина: решениями ли власти церковной или верностью народа древнему благочестию? Вот вопрос величайшей важности, из-за которого на самом деле произошла беспримерная и доселе непримиримая распря между “никонианами” и “староверами”. Раскол, по словам Л. Тихомирова, обнаружил, что мы русские “сами не знаем во что веруем, и чтя одних и тех же святых, одну и ту же Апостольскую церковь — считаем друг друга погибшими, отлученными, преданными анафеме или антихристу”. В 1681 году была запрещена продажа и распространение древних книг и сочинений, оправдывающих старое православие, начались розыски и преследования старообрядцев. В 1682 году по повелению царя Федора был сожжен самый видный вождь раскола Аввакум. Но это только усилило сопротивление. Даже монахи Соловецкого монастыря отказались служить по новым книгам и 10 лет отбивались от царских воевод, посланных взять Соловецкий монастырь. Выступление Никиты Пустосвята в 1682 году в защиту древних истинных обрядов было расценено уже как государственное преступление и ему была отрублена голова. При Софье был издан закон, окончательно запрещающий раскол. Тех, кто укрывал старообрядцев, били кнутом, “раскольников”, соблазняющих сторонников реформированного на греческий образец православия, стали казнить. Государство пошло по ложному пути вслед за церковью. Хранителям древнего, настоящего русского православия пришлось бежать в глухие леса, где они стали основывать свои скиты и уходить в изгнание в чужие земли: в Лифляндию, в Польшу и в Крым.Ложный шаг всегда вызывает следующий еще более ложный. В то самое время, как старообрядцам рубили головы, правительством было разрешено иезуитам проповедовать католичество. В 1685 году иезуиты открыли в Москве школу и начали проповедовать католичество среди иностранцев и русских. Вместе с иезуитами усилили свою деятельность и жившие в немецкой слободе протестанты разных толков. Единый прежде религиозно русский народ стал раскалываться на куски. А этим самым подготавливалась благоприятная почва для разрушения всех устоев русской национальной жизни.
Древняя Русь, вплоть до церковного раскола была духовно единой. Все одинаково верили, принадлежали к одной духовной культуре. И цари, и бояре, и дворяне, и крестьяне — все члены средневековой Руси. Средневековая Русь была самобытным государством. Высшие и низшие классы были звенья единого национального целого. Церковный раскол вызвал первую трещину. Реформы Петра вызвали много других трещин в национальном сознании.
Разница в образовании, в быте, между различными слоями русского общества была количественная, а не качественная, каковой она стала после петровских реформ. Раскол раздробил духовное единство русского народа в один из самых трудных моментов его истории. В тот момент, когда Россия вплотную столкнулась с проблемой культурной связи с Европой, в народе возник религиозный раскол.
Раскол был роковым обстоятельством в эпоху, когда русскому народу необходимо было учиться у запада. Именно в результате раскола петровские реформы приняли такой подражательный, обезьяний характер. Л. Тихомиров, Владимир Соловьев и многие другие мыслители справедливо указывают на теснейшую взаимосвязь между расколом и характером петровских реформ.
Первая основа самобытности всякого народа, вера — была разорвана на две части. Спор во время раскола шел ведь вовсе не о мелочах обрядности, как обычно изображали суть раскола сторонники западно-европейской культуры.
“В нашем домашнем расколе, — пишет Владимир Соловьев в своей работе “История и будущность теократии”, — дело шло не о тех частных пунктах, которые выставлялись (впрочем совершенно искренно) спорящими сторонами, а об одном общем вопросе весьма существенного значения. Чем определяется религиозная истина: решениями ли власти церковной или верностью народа древнему благочестию? Вот вопрос величайшей важности, из-за которого на самом деле произошла беспримерная и доселе непримиримая распря между “никонианами” и “староверами”.
Раскол, по словам Л. Тихомирова, обнаружил, что мы русские “сами не знаем во что веруем, и чтя одних и тех же святых, одну и ту же Апостольскую церковь — считаем друг друга погибшими, отлученными, преданными анафеме или антихристу”.
В 1681 году была запрещена продажа и распространение древних книг и сочинений, оправдывающих старое православие, начались розыски и преследования старообрядцев. В 1682 году по повелению царя Федора был сожжен самый видный вождь раскола Аввакум. Но это только усилило сопротивление. Даже монахи Соловецкого монастыря отказались служить по новым книгам и 10 лет отбивались от царских воевод, посланных взять Соловецкий монастырь. Выступление Никиты Пустосвята в 1682 году в защиту древних истинных обрядов было расценено уже как государственное преступление и ему была отрублена голова. При Софье был издан закон, окончательно запрещающий раскол. Тех, кто укрывал старообрядцев, били кнутом, “раскольников”, соблазняющих сторонников реформированного на греческий образец православия, стали казнить.
Государство пошло по ложному пути вслед за церковью. Хранителям древнего, настоящего русского православия пришлось бежать в глухие леса, где они стали основывать свои скиты и уходить в изгнание в чужие земли: в Лифляндию, в Польшу и в Крым.Ложный шаг всегда вызывает следующий еще более ложный. В то самое время, как старообрядцам рубили головы, правительством было разрешено иезуитам проповедовать католичество. В 1685 году иезуиты открыли в Москве школу и начали проповедовать католичество среди иностранцев и русских. Вместе с иезуитами усилили свою деятельность и жившие в немецкой слободе протестанты разных толков.
Единый прежде религиозно русский народ стал раскалываться на куски. А этим самым подготавливалась благоприятная почва для разрушения всех устоев русской национальной жизни.