Москва - третий Рим - политическая теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория «М. — т. Р.», изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению создателей этой теории, из-за уклонения от «истинной веры», является Московская Русь — «третий Рим» («Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти»). Начав складываться в середине 15 в., теория «М. — т. Р.» была сформулирована в начале 16 в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу. Теория «М. — т. Р.» была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли; в 16—17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория «М. — т. Р.» служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом. Вместе с тем теория «М. — т. Р.» содержала и реакционные черты — «богоизбранности» и национальной исключительности.
Насколько я знаю, "Москва - Третий Рим" принадлежит Филофею. Эта концепция о "центре мира", была разработана Филофеем в 16 веке.
В этом высказывании речь идет о том, что первый Рим пал (имеется в виду Древний Рим), второй Рим - Константинополь (а Византия как центр мира, по крайней мере, для русских и христиан) - тоже пал, а третий Рим - Москва - будет стоять вечно, потому что четвертому Риму не бывать.
В общем, смысл таков - самодержавная православная Москва никогда не падет перед врагами и останется центром мира во веки веков.
Теория «М. — т. Р.» была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли; в 16—17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория «М. — т. Р.» служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом. Вместе с тем теория «М. — т. Р.» содержала и реакционные черты — «богоизбранности» и национальной исключительности.
Насколько я знаю, "Москва - Третий Рим" принадлежит Филофею. Эта концепция о "центре мира", была разработана Филофеем в 16 веке.
В этом высказывании речь идет о том, что первый Рим пал (имеется в виду Древний Рим), второй Рим - Константинополь (а Византия как центр мира, по крайней мере, для русских и христиан) - тоже пал, а третий Рим - Москва - будет стоять вечно, потому что четвертому Риму не бывать.
В общем, смысл таков - самодержавная православная Москва никогда не падет перед врагами и останется центром мира во веки веков.