Участие в Крымской войне 1853-56 гг. на стороне противников России, с которой Австрийская империя ещё с Венского конгресса состояла в Священнном союзе, в ближайшие 10 лет обернулось для них бумерангом.
В 1859 году после войны с Францией и Италией (Сардинским королевством) Австрия потеряла Ломбардию, а в 1866 году после войны против Италии и Пруссии - Гольштейн и Венецианскую область. Косвенным последствием этих потерь в 1867 году стала необходимость преобразования империи Габсбургов в двуединую Австро-венгерскую монархию, т. е. очевидное ослабление централизующего начала.
Таким образом, на старте последней трети 19 века мы имеем, с одной стороны — ослабленную Австро-Венгрию, понесшую экономически ощутимые территориальные потери, а с другой — Италию, которая только что получила важнейшую для синергетического роста предпосылку объединения. И тем не менее, даже при таком раскладе Австро-Венгрия сосредотачивается и показывает вплоть до начала ПМВ лучшие результаты индустриализации, нежели Италия.
Здесь надо заметить, что своим неоспоримым индустриальным успехам мирового значения - в том числе, в автомобилестроении - Италия была обязана как раз тем территориально-производственным комплексам, которые сформировались во время австрийского владычества над Ломбардией и Пьемонтом.
Причины опережающего роста экономики А. -В. относительно Италии:
- более, чем полуторакратное превосходство в населении (53 млн. против 33,2 млн.) при более высоком образовательном потенциале.
- лучшая обеспеченность А. -В. сырьевыми ресурсами, к которой в 1870-е гг. добавилось активная электрификация промышленности, транспорта и быта. Первое в мире метро было открыто в Будапеште.
- упор на развитие технологически передовых отраслей машиностроения, концентрировавшегося в районах А. -В., прилегающих к Германии
Возник парадокс: Италия с трёх сторон окружена морями, но наибольших успехов добился как военный, так и коммерческий флот А. -В. Сам факт существования этого флота сегодня многих удивляет - но оказалось, что и без Венеции им оказалось достаточно небольшого пятачка на Адриатике от Триеста до Риеки.
По физико-географическим и климатическим причинам земельный фонд Австро-Венгрии оказался более пригоден для развития производства культур, ориетированных на экспорт (сахарная промышленность) и на выращивание сырья для лёгкой промышленности, нежели в Италии. В Новое время на одних виноградниках страна разбогатеть не может. Как результат - усиленный отток рабочей силы из Италии в США. Надо сказать, что эмиграция также подрывала и экономику Австро-Венгрии, но всё-таки это было в меньшей степени, чем в Италии.
Наконец, транспортные связи с остальной Западной Европой. Австро-Венгрия была "тут и рядом" с Германией, Россией и Францией, в то время как итальянский народнохозяйственный комплекс находился несколько "на отшибе" относительно потенциальных партнёров по внутриевропейской внешней торговле.
Участие в Крымской войне 1853-56 гг. на стороне противников России, с которой Австрийская империя ещё с Венского конгресса состояла в Священнном союзе, в ближайшие 10 лет обернулось для них бумерангом.
В 1859 году после войны с Францией и Италией (Сардинским королевством) Австрия потеряла Ломбардию, а в 1866 году после войны против Италии и Пруссии - Гольштейн и Венецианскую область. Косвенным последствием этих потерь в 1867 году стала необходимость преобразования империи Габсбургов в двуединую Австро-венгерскую монархию, т. е. очевидное ослабление централизующего начала.
Таким образом, на старте последней трети 19 века мы имеем, с одной стороны — ослабленную Австро-Венгрию, понесшую экономически ощутимые территориальные потери, а с другой — Италию, которая только что получила важнейшую для синергетического роста предпосылку объединения. И тем не менее, даже при таком раскладе Австро-Венгрия сосредотачивается и показывает вплоть до начала ПМВ лучшие результаты индустриализации, нежели Италия.
Здесь надо заметить, что своим неоспоримым индустриальным успехам мирового значения - в том числе, в автомобилестроении - Италия была обязана как раз тем территориально-производственным комплексам, которые сформировались во время австрийского владычества над Ломбардией и Пьемонтом.
Причины опережающего роста экономики А. -В. относительно Италии:
- более, чем полуторакратное превосходство в населении (53 млн. против 33,2 млн.) при более высоком образовательном потенциале.
- лучшая обеспеченность А. -В. сырьевыми ресурсами, к которой в 1870-е гг. добавилось активная электрификация промышленности, транспорта и быта. Первое в мире метро было открыто в Будапеште.
- упор на развитие технологически передовых отраслей машиностроения, концентрировавшегося в районах А. -В., прилегающих к Германии
Возник парадокс: Италия с трёх сторон окружена морями, но наибольших успехов добился как военный, так и коммерческий флот А. -В. Сам факт существования этого флота сегодня многих удивляет - но оказалось, что и без Венеции им оказалось достаточно небольшого пятачка на Адриатике от Триеста до Риеки.
По физико-географическим и климатическим причинам земельный фонд Австро-Венгрии оказался более пригоден для развития производства культур, ориетированных на экспорт (сахарная промышленность) и на выращивание сырья для лёгкой промышленности, нежели в Италии. В Новое время на одних виноградниках страна разбогатеть не может. Как результат - усиленный отток рабочей силы из Италии в США. Надо сказать, что эмиграция также подрывала и экономику Австро-Венгрии, но всё-таки это было в меньшей степени, чем в Италии.
Наконец, транспортные связи с остальной Западной Европой. Австро-Венгрия была "тут и рядом" с Германией, Россией и Францией, в то время как итальянский народнохозяйственный комплекс находился несколько "на отшибе" относительно потенциальных партнёров по внутриевропейской внешней торговле.