Крупным событием в развитии средневекового образования стало открытие университетов, которые появляются в Европе с XII в. Университеты учреждались церковной и светской властью. Церковь стремилась удерживать университетское образование под своим влиянием, имела в университетах своих представителей. Университеты играли роль светской альтернативы недостаточному уровню церковного образования. Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную и духовную жизнь. .
Первые средневековые университеты возникали либо на базе кафедральных школ - Парижский, либо в крупных городах, где жили прославленные учителя, окруженные учениками, - Болонский. Он был преобразован из школы юридических знаний,
которую в Болонье на рубеже XI-XII вв. создал знаток римского права Ирнерий.
Университеты становились основными центрами науки и культуры: университет в итальянском Салерно про славился как главный университетский центр медицинской науки. Парижский университет был признан главным центром богословия. Такие центры высшего, «всеобщего» образования назывались studia generale в отличие от других школ (studia particularia), а потом закрепили за собой название университетов. Среди наиболее крупных учебных центров, сложившихся уже в XII в., можно назвать университеты в Оксфорде (1206), Неаполе (1224), Кембридже (1231) и Лиссабоне (1290).
Города боролись за право открыть университет, поскольку его появление оживлению общественной жизни, торговли, культуры. Многие молодые люди устремлялись в города, куда приезжал известный ученый-«лектор» (от лат. lectio - чтение). Из групп учителей и учеников и образовались университеты.
Их рождение и их права подтверждались привилегиями, закрепленными в хартиях. Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании. Такой буллой папа римский выводил школу из-под контроля местной церковной власти и узаконивал существование университета.
Основными положениями законов Хаммурапи были следующие:
Пролог:
• Политеческая гегемония Вавилона – божественный выбор
• 26 городов организованы по теологическому и географическому принципу
Эпилог:
• Действия Хаммурапи обоснованы волей богов
• Цель Хаммурапи – сохранить вечное существование законов от подданных и преемников на престоле
Первый раздел – установление принципов отправления правосудия (норм, которые есть в тексте Законов) + установка наказний за ложные обвинения в убийстве и чародействе, которые основаны на принципе талиона.
• Обвинение в убийстве (даже не доказанное) – смертная казнь
• За ложное обвинение в чародействе – потеря дома и смерть
• За доказанное обвинение в чародействе – обвинитель забирает дом обвиненного
• установление процедуры расследования дел
• Если обвинение не может быть подтверждено свидетельскими показаниями или документами, то нужно прибегать к ордалиям – божьему суду
• Клятва во имя богов
• Испытания водой
• Лжесвидетельство: если дал показания по делу, угрожающему смертной казнью, то подлежит смерти
• по делам о «зерне/деньгах», свидетель, который дал недоказанные показания несет то наказание, которое могло быть у обвиняемого
• не дважды за одно и то же
• помилование
Второй раздел – охрана собственности царя, храма, общинников и царских людей
Объяснение:
Крупным событием в развитии средневекового образования стало открытие университетов, которые появляются в Европе с XII в. Университеты учреждались церковной и светской властью. Церковь стремилась удерживать университетское образование под своим влиянием, имела в университетах своих представителей. Университеты играли роль светской альтернативы недостаточному уровню церковного образования. Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную и духовную жизнь. .
Первые средневековые университеты возникали либо на базе кафедральных школ - Парижский, либо в крупных городах, где жили прославленные учителя, окруженные учениками, - Болонский. Он был преобразован из школы юридических знаний,
которую в Болонье на рубеже XI-XII вв. создал знаток римского права Ирнерий.
Университеты становились основными центрами науки и культуры: университет в итальянском Салерно про славился как главный университетский центр медицинской науки. Парижский университет был признан главным центром богословия. Такие центры высшего, «всеобщего» образования назывались studia generale в отличие от других школ (studia particularia), а потом закрепили за собой название университетов. Среди наиболее крупных учебных центров, сложившихся уже в XII в., можно назвать университеты в Оксфорде (1206), Неаполе (1224), Кембридже (1231) и Лиссабоне (1290).
Города боролись за право открыть университет, поскольку его появление оживлению общественной жизни, торговли, культуры. Многие молодые люди устремлялись в города, куда приезжал известный ученый-«лектор» (от лат. lectio - чтение). Из групп учителей и учеников и образовались университеты.
Их рождение и их права подтверждались привилегиями, закрепленными в хартиях. Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании. Такой буллой папа римский выводил школу из-под контроля местной церковной власти и узаконивал существование университета.
Основными положениями законов Хаммурапи были следующие:
Пролог:
• Политеческая гегемония Вавилона – божественный выбор
• 26 городов организованы по теологическому и географическому принципу
Эпилог:
• Действия Хаммурапи обоснованы волей богов
• Цель Хаммурапи – сохранить вечное существование законов от подданных и преемников на престоле
Первый раздел – установление принципов отправления правосудия (норм, которые есть в тексте Законов) + установка наказний за ложные обвинения в убийстве и чародействе, которые основаны на принципе талиона.
• Обвинение в убийстве (даже не доказанное) – смертная казнь
• За ложное обвинение в чародействе – потеря дома и смерть
• За доказанное обвинение в чародействе – обвинитель забирает дом обвиненного
• установление процедуры расследования дел
• Если обвинение не может быть подтверждено свидетельскими показаниями или документами, то нужно прибегать к ордалиям – божьему суду
• Клятва во имя богов
• Испытания водой
• Лжесвидетельство: если дал показания по делу, угрожающему смертной казнью, то подлежит смерти
• по делам о «зерне/деньгах», свидетель, который дал недоказанные показания несет то наказание, которое могло быть у обвиняемого
• не дважды за одно и то же
• помилование
Второй раздел – охрана собственности царя, храма, общинников и царских людей
• наказания для вора – смертная казнь, многократное возмещение стоимости украденного
• укравший имущество бога подлежит смерти
• при обнаружении вора производится полная реституция имущества и покупной платы
• присвоение чужого имущества: кража раба карается смертью
Третий раздел – охрана имущества, полученного за службу
• редум, который отказывается исполнить приказ об отправке в царских поход/посылает наемника вместо себя
• военнообязанный может быть заменен наемником
• воин, который вернулся из плена, получает надел и продолжает нести службу
• «пенсия по утрате кормильца» для малолетнего сына
Четвертый раздел – операции с недвижимостью и деликты в отношении недвижимости
• Арендатор ответственен за невыросший урожай на арендованном поле
• Арендатор обязан привести поле в должное состояние
• Должник может выплатить долг натурой
• Узаконение аренды садов, домов
• Наказание за порубку дерева без ведома хозяина сада
Пятый раздел – узаконнение коммерческих операций, их участников
• Установление нормы роста по займам (рост на зерно – 1/5, на серебро – 1/6 и так далее)
• Если должник взял зерно/серебро, но не имеет зерна/серебра, то может уплатить долг любым движимым имуществом
• Кредитор мог самовольно брать заложника
• Должник одолел долг, могу либо продать кого-то из членов семьи за серебро, либо отдать его в долговую кабалу
• Можно было выкупить рабыню, которая родила первоначальному хозяину сыновей
• Закон гарантирует защиту собственнику имущества
Обширный раздел – семейное и наследственное право:
• Наказание за ложное обвинение
• Ложное обвинение против жрицы карается публичной поркой и обриванием половины головы
• Связь с чужой женой каралась смертью для всех участников
• Возможен развод, если поведение супруги безнравственное
• женщина может связать своего мужа договором
• женщина, которая «даст убить своего мужа ради другого мужчины», садается на кол
• наказание за кровосмешение отца с дочерью – изгнание из общины отца, а дочь не наказывается
• смертная казнь за любой инцест
Седьмой раздел:
• завещание долгов
• есть наследственные права детей, рождённых от рабыни – если отец признавал, но они были законными наследниками
• наделению приданым различных категорий жриц
• усыновление о новорожденном
Восьмой раздел – преступления против личности:
• причинение смерти в драке
• причинение смерти беременной или плоду
• сыну, ударившему отца —отрезаниется кисть руки
Девятый раздел – операции с движимым имуществом:
• Размер платы за услуги врача
• Размер платы за услуги ветеринара
• ответственность за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей
• Гибель свободных людей карается по принципу зеркального талиона
• Тарифы за наём людей, животных и транспортных средств