Понятия религии и искусства были всегда тесно взаимосвязаны между собой. Свое духовное просветление человек очень часто воплощает в материальном мире, создавая предметы искусства.
Бывает, наоборот: через искусство приходят к религии. И религия, и искусство возвышают душу человека ему приблизиться к духовному миру, ощутить сущность бытия. Религия и искусство – два важнейших фактора в развитии любой цивилизации. Они очень органично вплетены в структуру общества и являются его главным регламентационным компонентом.
Зарождение религии и искусства совпало с завершением физического и умственного формирования Homo Sapiens (человека умного) , в эпоху позднего Палеолита 35- 11 тыс. лет назад.
Первая религия существовала в форме анимизма и фетишизма. Древние люди не могли найти объяснения таким простым природным явлениям как дождь, гром, молния, ветер, снег. Это породило веру в потусторонний мир духов, которые управляют окружающей их природой. Чтобы задобрить духов природы люди начали приносить им жертвы и совершать определенные шаманские обряды. В неандертальский период появляется верование в душу человека и ее жизнь после смерти.
Неандертальцы считали, что духи их усопших предков наблюдают за их жизнью. На смену анимизма пришел фетишизм. Древние люди наполняли магическим смыслом материальную вещь, и верили, что она будет приносить им удачу и защищать от злых сил. Они верили, что предметы, которые их окружают, несут в себе сверхъестественную силу. Позже появилась магия, благодаря которой люди вышли на новый этап религиозного развития. Они не только защищались от негативных факторов, но впервые попытались повлиять с магических ритуалов на события, которые имели место в их жизни.
Постепенно древние люди, с естественных красок (угля, глины, камней) начали рисовать на стенах своих пещер животных и растения. Так появилось первое искусство. Первые рисунки древних людей сохранились и по сегодняшний день на территории России и Европы. Они поражают своей точностью наблюдения за окружающим миром. Изображения мамонтов, бизонов, сцен повседневной жизни стали первыми проявлениями творческих человека. Это говорит о духовном росте древних людей, ведь им уже было мало просто добывать себе пищу и иметь жилище, они нуждались в возвышенном выражении своих чувств, которое отразилось в рисовании.
Позже, древние люди начали делать фигурки из дерева и бивней мамонтов. Так зародилась первая скульптура. В духовном развитии первобытного мира искусство сыграло такую же значимую роль, как изобретения первых орудий труда в качестве полевых работ. Появление религии и искусства тесно связано с расширением восприятия мира сознания первых людей. Ведь это те неотъемлемые вещи, которые присущи в жизни каждого человека. Благодаря их зарождению подвелась своеобразная черта, которая разделила развития человека, вывела его из животных потребностей и сделала полноценной личностью.
Советском Союзе существовал тоталитарный режим с жестким контролем верхушки партии, руководства над всеми сферами жизни общества, в том числе и над сферой культуры. Это приводило к однообразию, к отсутствию политических свобод, к неким трагедиям в жизни людей искусства. С другой стороны, роль государства можно оценивать и как положительную. Огромные средства, не сравнимые с 1920-ми гг., тем более с годами Гражданской войны, вкладывались в культуру, искусство, науку, в образование. Таким образом, говоря о роли государства, нельзя сказать, что влияние было только плохим или только хорошим, оно было противоречивым. То же касается и наличия политических свобод: с одной стороны, для искусства и культуры свобода – это очень хорошо, с другой стороны, опыт многих эпох, разных стран показывает, что ограничение свободы приводит к большему духовному взлету, когда художники, творцы, поэты, писатели, пытаясь преодолеть запреты, достигают вершин, которых в условиях абсолютной свободы достичь нельзя. Однако репрессии со стороны власти нельзя оправдать. Выдающиеся представители интеллигенции оказываются в тюрьме или убиты: О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева, Н.А. Клюев, Д.С. ЛихачевЭкономическое развитие также сказывается на развитии культуры, искусства. В стране в 1930-е гг., так же как и в 20-е гг., требуются образованные люди. Страна нуждается в грамотных высококвалифицированных специалистах во всех отраслях, во всех сферах. Образование развивается, как и культура, наука, искусство.
Интересные изменения происходят в социальной сфере. Культура становится более массовой, т. е. большее количество людей получают образование, получают возможность приобщиться к культурным, духовным ценностям. С другой стороны, чтобы угодить этим массам населения, деятели культуры, искусства вынуждены снижать планку, делать искусство доступным и понятным народу. Искусство как метод воздействия на человека, как метод осмысления мира может быть очень важным и мощным союзником власти. Безусловно, искусство 1930-х гг. не столько противостояло власти, сколько было одним из средств утверждения сталинского режима, методом утверждения коммунистической идеологии, методом утверждения культа личности.
В 30-е гг. еще не прекращаются контакты с другими странами. Взаимный обмен культурными идеями, поездки, выставки происходят не так интенсивно, как в 1920-е гг., но, тем не менее, происходят. СССР был многонациональной страной, и в 1930-е гг. высокого уровня достигает национальная культура, появляется отдельная письменность малых народов Советского Союза.
Понятия религии и искусства были всегда тесно взаимосвязаны между собой. Свое духовное просветление человек очень часто воплощает в материальном мире, создавая предметы искусства.
Бывает, наоборот: через искусство приходят к религии. И религия, и искусство возвышают душу человека ему приблизиться к духовному миру, ощутить сущность бытия. Религия и искусство – два важнейших фактора в развитии любой цивилизации. Они очень органично вплетены в структуру общества и являются его главным регламентационным компонентом.
Зарождение религии и искусства совпало с завершением физического и умственного формирования Homo Sapiens (человека умного) , в эпоху позднего Палеолита 35- 11 тыс. лет назад.
Первая религия существовала в форме анимизма и фетишизма. Древние люди не могли найти объяснения таким простым природным явлениям как дождь, гром, молния, ветер, снег. Это породило веру в потусторонний мир духов, которые управляют окружающей их природой. Чтобы задобрить духов природы люди начали приносить им жертвы и совершать определенные шаманские обряды. В неандертальский период появляется верование в душу человека и ее жизнь после смерти.
Неандертальцы считали, что духи их усопших предков наблюдают за их жизнью. На смену анимизма пришел фетишизм. Древние люди наполняли магическим смыслом материальную вещь, и верили, что она будет приносить им удачу и защищать от злых сил. Они верили, что предметы, которые их окружают, несут в себе сверхъестественную силу. Позже появилась магия, благодаря которой люди вышли на новый этап религиозного развития. Они не только защищались от негативных факторов, но впервые попытались повлиять с магических ритуалов на события, которые имели место в их жизни.
Постепенно древние люди, с естественных красок (угля, глины, камней) начали рисовать на стенах своих пещер животных и растения. Так появилось первое искусство. Первые рисунки древних людей сохранились и по сегодняшний день на территории России и Европы. Они поражают своей точностью наблюдения за окружающим миром. Изображения мамонтов, бизонов, сцен повседневной жизни стали первыми проявлениями творческих человека. Это говорит о духовном росте древних людей, ведь им уже было мало просто добывать себе пищу и иметь жилище, они нуждались в возвышенном выражении своих чувств, которое отразилось в рисовании.
Позже, древние люди начали делать фигурки из дерева и бивней мамонтов. Так зародилась первая скульптура. В духовном развитии первобытного мира искусство сыграло такую же значимую роль, как изобретения первых орудий труда в качестве полевых работ. Появление религии и искусства тесно связано с расширением восприятия мира сознания первых людей. Ведь это те неотъемлемые вещи, которые присущи в жизни каждого человека. Благодаря их зарождению подвелась своеобразная черта, которая разделила развития человека, вывела его из животных потребностей и сделала полноценной личностью.
Советском Союзе существовал тоталитарный режим с жестким контролем верхушки партии, руководства над всеми сферами жизни общества, в том числе и над сферой культуры. Это приводило к однообразию, к отсутствию политических свобод, к неким трагедиям в жизни людей искусства. С другой стороны, роль государства можно оценивать и как положительную. Огромные средства, не сравнимые с 1920-ми гг., тем более с годами Гражданской войны, вкладывались в культуру, искусство, науку, в образование. Таким образом, говоря о роли государства, нельзя сказать, что влияние было только плохим или только хорошим, оно было противоречивым. То же касается и наличия политических свобод: с одной стороны, для искусства и культуры свобода – это очень хорошо, с другой стороны, опыт многих эпох, разных стран показывает, что ограничение свободы приводит к большему духовному взлету, когда художники, творцы, поэты, писатели, пытаясь преодолеть запреты, достигают вершин, которых в условиях абсолютной свободы достичь нельзя. Однако репрессии со стороны власти нельзя оправдать. Выдающиеся представители интеллигенции оказываются в тюрьме или убиты: О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева, Н.А. Клюев, Д.С. ЛихачевЭкономическое развитие также сказывается на развитии культуры, искусства. В стране в 1930-е гг., так же как и в 20-е гг., требуются образованные люди. Страна нуждается в грамотных высококвалифицированных специалистах во всех отраслях, во всех сферах. Образование развивается, как и культура, наука, искусство.
Интересные изменения происходят в социальной сфере. Культура становится более массовой, т. е. большее количество людей получают образование, получают возможность приобщиться к культурным, духовным ценностям. С другой стороны, чтобы угодить этим массам населения, деятели культуры, искусства вынуждены снижать планку, делать искусство доступным и понятным народу. Искусство как метод воздействия на человека, как метод осмысления мира может быть очень важным и мощным союзником власти. Безусловно, искусство 1930-х гг. не столько противостояло власти, сколько было одним из средств утверждения сталинского режима, методом утверждения коммунистической идеологии, методом утверждения культа личности.
В 30-е гг. еще не прекращаются контакты с другими странами. Взаимный обмен культурными идеями, поездки, выставки происходят не так интенсивно, как в 1920-е гг., но, тем не менее, происходят. СССР был многонациональной страной, и в 1930-е гг. высокого уровня достигает национальная культура, появляется отдельная письменность малых народов Советского Союза.