Посвящено становлению этнонациональной идентичности казахов в начале ХХ века с позиций конструктивистской парадигмы. Казахская национальная идентичность в значительной степени формировалась в результате усилий национальной элиты, получившей образование в русской школе. Казахский образованный слой пытался привить европейские ценности национального развития в кочевом обществе, расколотом по родоплеменному принципу. Часть казахской интеллигенции пыталась сохранить этническую идентичность казахского народа, заключавшуюся в кочевом образе жизни, социокультурном порядке и языке, и заложила основу либерально-демократического движения Алаш. Автор выдвигает положение о существовании конкурирующего проекта, сторонники которого пытались объединить тюрко-мусульманские народы России в особую тюркскую нацию. Тюркские интегралисты рассматривали языковое родство, общую историческую память и ислам в качестве основы национального строительства. Национальный путь развития поддерживался в северном и западном регионе современного Казахстана, где имели место мощное переселенческое давление и культурное влияние русского населения. Пантюркизм и исламский традиционализм поддерживался населением южных районов, находившихся под воздействием древних культурных центров Средней Азии, длительное время являвшихся распространителями мусульманской культуры в кочевой среде. Главная причина поражения пантюркистского проекта заключалась в отсутствии уз этической солидарности между кочевниками и оседлым населением.
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/islam-tyurkizm-i-stanovlenie-kazahskoy-etnonatsionalnoy-identichnosti-v-nachale-hh-veka