На на тему в древней понятие « » столь привычно, что уже почти никто не замечает его неточности. примерно до середины xv столетия правильнее было бы назвать древневосточнославянской. в первые века после крещения руси и распространения в восточнославянских землях письменности восточных славян была единой: одни и те же произведения читали и переписывали книжники в киеве и во владимире, в полоцке и в новгороде, в чернигове и в ростове. позднее на этой территории складываются три разные восточнославянские народности: , украинцы и белорусы. прежде единый язык распадается: , украинские и языки. основной круг произведений - религиозно-назидательные сочинения, жития святых, богослужебные песнопения - был общим для и для других православных славянских стран - болгарии и сербии.
Египтяне верили, что душа человека после смерти попадает в "царство мёртвых". распоряжается там бог анубис, которого изображали с телом человека и черной головой шакала. взяв умершего за руку, он вел его на суд осириса, который восседал на троне. умерший, стоя в белых одеждах, клялся: "я не делал зла. я не убивал. я не приказывал убивать. я не крал. я не лгал. я не был причиной слёз. я не поднимал руку на слабого. я не завидовал. я не сквернословил. я не говорил дурного о царе. я не пренебрегал богам. я чист, я чист, я чист, я чист! " показания умершего записывал бог тот. правдивость клятвы проверяли: сердце человека клали на одну чашу весов, а на другую - фигурку богини правды маат. равновесие означало, что умерший не солгал, значит он был добрым и праведным человеком. рядом с весами опиралось на передние лапы свирепое чудовище с телом льва и зубастой пастью крокодила. оно готово было проглотить того, кто солгал и при жизни творил зло. а праведника пропускали на чудесные поля мёртвых.