Ученикам 8 класса вопрос чем отличались системы коллегий от приказов? а) наличие большого количества коллегий, отдельными областями б) коллективное принятие решений дел в) полная независимость коллегий от царской власти г) право президента коллегии принимать решение дел
а) да, отличались, хотя у приказов и была специализация, но не такая узкая, как у коллегий (Военная коллегия - армия, Адмиралтейств-коллегия - морской флот, Коллегия иностранных дел - внешняя политика, Камер-коллегия - сбор налоговой и другие доходы, Штатс-коллегия - расходы, Ревизион-коллегия - финансовая деятельность, Юстиц-коллегия - судебные дела, Коммерц-коллегия -торговля, Берг-коллегия - горная промышленность, Мануфактур-коллегия - лёгкая промышленность ; Посольский приказ внешняя политика, Разрядный приказ - дворянское войско и военные действия, Поместный приказ - земли служилых людей, Стрелецкий приказ - стрелецкое войско, Разбойный приказ - суд над "лихими людьми", Ямской приказ - организация почтовой службы, Земский приказ - организация охраны порядка в Москве,Челобитный приказ - разбор жалоб, Казанский приказ - присоединённые территории +некоторые приказы, когда решалась проблема ради которой они были созданы, закрывались )
б) нет, не отличались (решения принималось по уставу (регламент, грубо говоря), если принципиальное какое-либо решения принимали руководители коллегий, а более важные решения принимали президенты коллегий; в приказах решение принимал непосредственно дьяк)
в) нет, не отличались (так как коллегии подчинялись Сенату, а во главе Сената стоял генерал-прокурор (первым на эту должность был назначен один из ближайших Петра 1 - Павел Иванович Ягужинский), который проверял его работу от имени царя, да и вообще первоначально Сенат состоял из 9 человек, назначаемых самим царём; приказы не были независимы от царя, так как монарх сам назначал дьяков, сам и и казнил))
г) Здесь если честно, я не очень поняла формулировку. Если имеется ввиду вынесение вердикта по каким-либо делам, то в коллегиях президент имел право принимать решение исходя из законов государства и регламента, а в приказах дьяк имел право принимать решения исходя из обычного права (то есть право продиктованного обычаем, в большей или меньшей степени продиктованное законом). В следствии всего вышесказанного можно ответить на вопрос.
Вообще коллегии практически тоже самое, что и приказы, лишь более регламентированы, менее архаичны и с более узкой специализацией.