Активная деятельность Симеона в Москве знаменовала собой окно в Европу задолго до «прорубленного» Петром окна через Петербург. С. Полоцкий не только обучал своих царственных учеников гуманитарным наукам (языкам, риторике) , но и формировал у них политическое сознание, утверждая, что «Россия славу расширяет не мечом только, но скоротечным типом, через книги, сущим многовечным» , По инициативе С. Полоцкого был выработан проект создания в Москве «гимназиона» , где учащиеся изучали бы славянский, греческий и латинский языки, философию и риторику. Большую роль в распространении просветительских идей С. Полоцкого сыграла так называемая «Верхняя типография» , которая с 1676 года находилась в полном его распоряжении и издания которой носили светский характер. Можно утверждать, что деятельность С. Полоцкого в области просвещения, его успехи по распространению в России светского образования, в котором слились лучшие русские, белорусские и украинские традиции с элементами европейской культуры, подготовили почву для петровских преобразований в области культуры.
Особенности экономического развития на рубеже 19-20 вв.Воссоединение Италии дало толчок для экономического развития, начался промышленный переворот, но Италия отставала от других стран и по темпам экономического развития и по объемам производства. Причинами этого были:- неравномерность развития регионов. Отсталый Юг и более развитый промышленный Север.- бедность, нищета крестьянства – основной массы населения страны = узкий внутренний рынок- отсутствие собственного топлива и многих видов сырья- очень высокие налоги на население- нехватка инвестиций для содействия промышленному развитию Последнее десятилетие 19 в. было ознаменовано в Италии глубоким политическим кризисом :- отсутствие сильной либеральной партии,- социалистическая партия становится центром притяжения всех оппозиционных сил- массовый характер приобрело крестьянское движение- авторитарные методы управления страной – «кровавое десятилетие Криспи»: использование военной силы для подавления крестьянского и рабочего движения, полицейские и судебные репрессии, запрет социалистической партии, ограничение гражданских свобод, прерогатив парламента и т.п.Таким образом, к началу ХХ века в Италии ощущалась настоятельная необходимость политических и социальных реформ.
С. Полоцкий не только обучал своих царственных учеников гуманитарным наукам (языкам, риторике) , но и формировал у них политическое сознание, утверждая, что «Россия славу расширяет не мечом только, но скоротечным типом, через книги, сущим многовечным» ,
По инициативе С. Полоцкого был выработан проект создания в Москве «гимназиона» , где учащиеся изучали бы славянский, греческий и латинский языки, философию и риторику.
Большую роль в распространении просветительских идей С. Полоцкого сыграла так называемая «Верхняя типография» , которая с 1676 года находилась в полном его распоряжении и издания которой носили светский характер.
Можно утверждать, что деятельность С. Полоцкого в области просвещения, его успехи по распространению в России светского образования, в котором слились лучшие русские, белорусские и украинские традиции с элементами европейской культуры, подготовили почву для петровских преобразований в области культуры.