Важную роль в укреплении войска сыграли реформы, проводимые в xvi в. иваном iv. в московском уезде решили поместить 1070 дворян ( «избранную тысячу») , которая должна была стать опорой царя и ядром дворянского ополчения. тогда же было создано стрелецкое войско — 3000 человек, вооруженных пищалью и бердышом, мечом или саблей. служба их была пожизненной, наследственной и постоянной. формирование стрелецкого войска положило начало образованию постоянной армии государства. армия в период царствования ивана iv была крупнейшей по численности в европе и насчитывала 250 тыс. человек.
Характер будущего императора формировался в непростой обстановке. Мальчик вращался в своеобразном треугольнике, который составляли близкие ему люди, и вынужден был подстраиваться под каждого из них. Во дворце своей бабки, Екатерины II, Александр должен был изображать галантного кавалера конца XVIII в. От него требовались знание тонкостей придворного этикета, умение поддержать светский разговор на любую тему, хорошо танцевать, очаровывать собеседника и, конечно, тонко подсмеиваться над порядками, которые установил при своём дворе в Гатчине его отец, Павел Петрович. В Гатчине же Александр преображался в профессионального офицера, хорошо затвердившего уставы, изучившего строевую подготовку, умевшего скакать на лошади и... негодовавшего по поводу распущенности нравов, царивших в Зимнем дворце. И наконец, на занятиях со своим воспитателем швейцарцем Ф. Лагарпом мальчик должен был походить на просвещённого мыслителя, обсуждавшего серьёзнейшие проблемы современности: самодержавие, конституцию, республику, крепостное право, гражданские права подданных и т. п. Александр I получил прекрасное образование, был умён, хорошо разбирался в людях и умел использовать их в собственных целях. Вместе с тем стремление скрывать свои чувства, неискренность, актёрство, развившиеся у него с детства, делали императора лицемерным, недоверчивым, излишне осторожным, циничным и злопамятным.
Александр I получил прекрасное образование, был умён, хорошо разбирался в людях и умел использовать их в собственных целях. Вместе с тем стремление скрывать свои чувства, неискренность, актёрство, развившиеся у него с детства, делали императора лицемерным, недоверчивым, излишне осторожным, циничным и злопамятным.