Главным средством сообщения служило судоходство: по рекам совершались и торговое движение, и военные походы. Но значительную часть года, особенно в Северной Руси, реки были покрыты льдом; кроме того, между речными системами залегали так называемые "волоки", по которым сообщение происходило сухопутьем, то есть перевозили товары и всякие тяжести на колах, или на санях. Самое удобное время для сухопутных обозов, конечно, была зима, когда речки, болота и топи затягивались крепкой корой; во всякое же другое время, особенно весной и осенью, грязи и топи представляли великие препятствия для сообщения. Непроходимые дебри и непроглядные лесные трущобы, обильные хищными зверями, также служили немалым затруднением; в последних легко было заблудиться и погибнуть без вести. Поэтому устройство гатей, мостов, лесных просек и речных переправ на важнейших путях издавна было одной из главных забот правителей и населения. Но и зимой русскому человеку нередко приходилось бороться с жестокими морозами, сильными вьюгами и глубокими снегами. В постоянной борьбе со всеми этими трудностями закалялись энергия и терпение русского народа. Он сумел преодолеть многочисленные естественные препятствия и воспользоваться некоторыми благоприятными условиями, особенно богатой речной сетью, чтобы проникнуть в самые далекие, глухие края Восточной Европы, проторить к ним дороги, завести в них поселения и починки и оживить их своей промышленной и торговой предприимчивостью.
Рынки, или "торги", составляли необходимую принадлежность не только города, но и всякого значительного селения. Сюда собирались крестьяне из окрестных мест и обменивали свои произведения на железные или медные орудия, утварь и пр. Стольные княжие города были вместе и важнейшими торговыми пунктами, куда направлялись товары из далеких областей Руси. Главным средоточием торгового движения в Южной Руси служили Киев и Чернигов, а в Северной – Новгород и Смоленск. Например, в Киев направлялись караваны с солью как от таврических озер, так и с Карпатских гор из галицких копей. А в Новгород шли обозы с хлебом из краев суздальских и рязанских.
Зодчество являлось искусством строения зданий, архитектурой. На Руси раньше все постройки строились из дерева – это были крепости, избы и терема. Также были и деревянно-земляные постройки. Каменное зодчество началось на Руси только в конце X века, после принятия Христианства, а так как у русских тогда еще не было опыта по каменному строению, первые здания из камня были сооружены приезжими греческими и византийскими мастерами. Самые первые храмы строились по строгим Византийским стандартам, но со временем славянские и византийские традиции начали сочетаться в архитектуре.
Русское изобразительное искусство также значительно изменилось после появления Христианства. Еще до Христианства существовала резьба по дереву и камню, создавались скульптуры духов и языческих богов, существовала живопись на стенах. С приходом Христианства, изобразительное искусство те же изменения, что и зодчество – на Русь из Византии пришла свойственная ей строгая живопись – иконы, фрески и мозаики. Но опять же, в XI веке, аскетичная и строгая византийская иконопись на Руси изменилась, стала более близкой к реальности, менее суровой, более мягкой. Резьба по камню и дереву постоянно совершенствовалась. Позднее по всей Руси появились школы живописи.
Главным средством сообщения служило судоходство: по рекам совершались и торговое движение, и военные походы. Но значительную часть года, особенно в Северной Руси, реки были покрыты льдом; кроме того, между речными системами залегали так называемые "волоки", по которым сообщение происходило сухопутьем, то есть перевозили товары и всякие тяжести на колах, или на санях. Самое удобное время для сухопутных обозов, конечно, была зима, когда речки, болота и топи затягивались крепкой корой; во всякое же другое время, особенно весной и осенью, грязи и топи представляли великие препятствия для сообщения. Непроходимые дебри и непроглядные лесные трущобы, обильные хищными зверями, также служили немалым затруднением; в последних легко было заблудиться и погибнуть без вести. Поэтому устройство гатей, мостов, лесных просек и речных переправ на важнейших путях издавна было одной из главных забот правителей и населения. Но и зимой русскому человеку нередко приходилось бороться с жестокими морозами, сильными вьюгами и глубокими снегами. В постоянной борьбе со всеми этими трудностями закалялись энергия и терпение русского народа. Он сумел преодолеть многочисленные естественные препятствия и воспользоваться некоторыми благоприятными условиями, особенно богатой речной сетью, чтобы проникнуть в самые далекие, глухие края Восточной Европы, проторить к ним дороги, завести в них поселения и починки и оживить их своей промышленной и торговой предприимчивостью.
Рынки, или "торги", составляли необходимую принадлежность не только города, но и всякого значительного селения. Сюда собирались крестьяне из окрестных мест и обменивали свои произведения на железные или медные орудия, утварь и пр. Стольные княжие города были вместе и важнейшими торговыми пунктами, куда направлялись товары из далеких областей Руси. Главным средоточием торгового движения в Южной Руси служили Киев и Чернигов, а в Северной – Новгород и Смоленск. Например, в Киев направлялись караваны с солью как от таврических озер, так и с Карпатских гор из галицких копей. А в Новгород шли обозы с хлебом из краев суздальских и рязанских.
Зодчество являлось искусством строения зданий, архитектурой. На Руси раньше все постройки строились из дерева – это были крепости, избы и терема. Также были и деревянно-земляные постройки. Каменное зодчество началось на Руси только в конце X века, после принятия Христианства, а так как у русских тогда еще не было опыта по каменному строению, первые здания из камня были сооружены приезжими греческими и византийскими мастерами. Самые первые храмы строились по строгим Византийским стандартам, но со временем славянские и византийские традиции начали сочетаться в архитектуре.
Русское изобразительное искусство также значительно изменилось после появления Христианства. Еще до Христианства существовала резьба по дереву и камню, создавались скульптуры духов и языческих богов, существовала живопись на стенах. С приходом Христианства, изобразительное искусство те же изменения, что и зодчество – на Русь из Византии пришла свойственная ей строгая живопись – иконы, фрески и мозаики. Но опять же, в XI веке, аскетичная и строгая византийская иконопись на Руси изменилась, стала более близкой к реальности, менее суровой, более мягкой. Резьба по камню и дереву постоянно совершенствовалась. Позднее по всей Руси появились школы живописи.