Від давньоруських літописів нам залишилося традиція добу роздробленості на Русі-України оцінювати негативно. На підставі матеріалу параграфа й відомостей, які ви дізналися із всесвітньої історії, зробіть власний висновок , чи слушна така оцінка.
Самым важным и даже наиболее существенным явлением внутренней истории Рима в V u IV вв. была борьба патрициев с плебеями. Эта борьба тянулась очень долго и отличалась большим упорством с обеих сторон. После отмены царской власти положение плебса в Риме ухудшилось, потому что вся власть в государстве попала в руки патрицианских родов, а они пользовались ею исключительно в своих интересах. Все выгоды доставались патрициям, все невыгоды падали на долю плебеев. Когда Рим приобретал приращения к своей государственной земле (ager publicus), пользование отдельными её участками предоставлялось на правах бесплатной оккупации одним патрициям, а между тем, плебеи, участвовавшие в войнах и платившие налоги, как раз доводились этими войнами и налогами, наоборот, до настоящего разорения. Подобно тому, как это было в Аттике перед реформою Солона, простолюдины находились очень часто в неоплатных долгах у знати, причем долговое право и в Риме было крайне жестоко. Должник отдавал в залог не только свое имущество, но и тело: кредитор имел право заковать его в цепи или запереть в тюрьму, заставить на себя работать и даже подвергать наказаниям. Плебеи не хотели переносить таких несправедливостей и стали добиваться лучшего положения в государстве, каждый раз, однако, встречая сильное сопротивление со стороны патрициев. Одним словом, в Риме повторялась в новой форме такая же борьба аристократии и демократии, какая была в Греции. Но у римлян эта сословная борьба приняла иной характер, чем у греков. Здесь именно не было ни народных восстаний, ни установления тирании, и борьба шла на законной почве, потому что в самом же начале плебеям удалось организовать свои силы для мирного пользования политическими правами в народных собраниях и получить в лице своих собственных должностных лиц, трибунов, могущественных защитников своих интересов против злоупотреблений патрицианских властей. Начало организации плебса под предводительством собственных трибунов относится к середине второго десятилетия после изгнания царей.
 Один из самых великих деятелей эпохи Возрождения — флорентинец Леонардо да Винчи ( 1452 - 1519 ). Отец его был зажиточным горожанином, мать — простой крестьянкой. Леонардо да Винчи был очень разносторонним человеком : гениальным живописцем и учёным, инженером-изобретателем, архитектором и скульптором, музыкантом и поэтом.
Леонардо да Винчи с детства воспитывал в себе неутомимое трудолюбие. Трудности не могли сломить его — они рождали в нём лишь новые силы. Своим ученикам он говорил : “Счастье приходит к тому, кто много трудится”.
Живопись Леонардо да Винчи считал главным видом искусства. Он подходил к живописи как исследователь, считая что с её человек познаёт мир.
В картинах Леонардо отражена жизнь, которую любил и наблюдал художник. Он подолгу бродил по улицам и площадям, внимательно всматривался в лица, делая зарисовки с натуры. Его привлекали люди в минуты радости или горя, когда их жесты и лица особенно выразительны.
Леонардо да Винчи достиг высокого мастерства в передаче неуловимых переходов от света к тени. С светотени он добивался впечатления объёма изображаемых предметов.
Больше всего Леонардо да Винчи как художника интересовал человек и его чувства. Всему миру известна его картина “Мона Лиза” (или “Джоконда”) — портрет молодой горожанки. Художник сумел передать не только внешнее сходство, но и характер, меняющееся настроение женщины. Многие считают, что в Моне Лизе воплощён размышляющий человек эпохи Возрождения. Она сама рассматривает зрителя, не сводя с него проницательного взора, словно хочет проникнуть в его мысли, постигнуть его характер.
Леонардо да Винчи в своих научных открытиях и догадках на несколько столетий опередил своё время. Научные выводы он строил на наблюдении. “Мудрость — дочь опыта”, — любил говорить учёный. Он наблюдал приливы и отливы моря, полёт птиц, изучал строение глаза.
С науки Леонардо мечтал облегчить труд человека. Современники высоко ценили Леонардо да Винчи как инженера : по его проекту был построен большой канал, снабжавший Милан питьевой водой. Листы его записных книжек были испещрены чертежами и рисунками. Здесь токарные и ткацкие станки, прялка и землечерпалка, турбины и подъёмные при Леонардо да Винчи разрабатывал устройства парашюта и верталёта, подводной лодки и водолазного костюма.
Обладая независимым и гордым характером, равнодушный к распрям, Леонардо да Винчи желал одного — заниматься без помех своим любимым делом. Он часто менял своих заказчиков и покровителей, работал то во Флоренции, то в Милане, то в Риме. Всю жизнь он скитался и умер на чужбине, во
Леонардо да Винчи
 Один из самых великих деятелей эпохи Возрождения — флорентинец Леонардо да Винчи ( 1452 - 1519 ). Отец его был зажиточным горожанином, мать — простой крестьянкой. Леонардо да Винчи был очень разносторонним человеком : гениальным живописцем и учёным, инженером-изобретателем, архитектором и скульптором, музыкантом и поэтом.
Леонардо да Винчи с детства воспитывал в себе неутомимое трудолюбие. Трудности не могли сломить его — они рождали в нём лишь новые силы. Своим ученикам он говорил : “Счастье приходит к тому, кто много трудится”.
Живопись Леонардо да Винчи считал главным видом искусства. Он подходил к живописи как исследователь, считая что с её человек познаёт мир.
В картинах Леонардо отражена жизнь, которую любил и наблюдал художник. Он подолгу бродил по улицам и площадям, внимательно всматривался в лица, делая зарисовки с натуры. Его привлекали люди в минуты радости или горя, когда их жесты и лица особенно выразительны.
Леонардо да Винчи достиг высокого мастерства в передаче неуловимых переходов от света к тени. С светотени он добивался впечатления объёма изображаемых предметов.
Больше всего Леонардо да Винчи как художника интересовал человек и его чувства. Всему миру известна его картина “Мона Лиза” (или “Джоконда”) — портрет молодой горожанки. Художник сумел передать не только внешнее сходство, но и характер, меняющееся настроение женщины. Многие считают, что в Моне Лизе воплощён размышляющий человек эпохи Возрождения. Она сама рассматривает зрителя, не сводя с него проницательного взора, словно хочет проникнуть в его мысли, постигнуть его характер.
Леонардо да Винчи в своих научных открытиях и догадках на несколько столетий опередил своё время. Научные выводы он строил на наблюдении. “Мудрость — дочь опыта”, — любил говорить учёный. Он наблюдал приливы и отливы моря, полёт птиц, изучал строение глаза.
С науки Леонардо мечтал облегчить труд человека. Современники высоко ценили Леонардо да Винчи как инженера : по его проекту был построен большой канал, снабжавший Милан питьевой водой. Листы его записных книжек были испещрены чертежами и рисунками. Здесь токарные и ткацкие станки, прялка и землечерпалка, турбины и подъёмные при Леонардо да Винчи разрабатывал устройства парашюта и верталёта, подводной лодки и водолазного костюма.
Обладая независимым и гордым характером, равнодушный к распрям, Леонардо да Винчи желал одного — заниматься без помех своим любимым делом. Он часто менял своих заказчиков и покровителей, работал то во Флоренции, то в Милане, то в Риме. Всю жизнь он скитался и умер на чужбине, во