Важнейшими стали реформы центрального и местного управления. В 1550-х годах был сначала ограничен, а затем и вовсе упразднен институт кормленщиков, который как мы помним, являлся компромиссом центральной власти с княжеско-боярской олигархией. Их функции переходят к местным выборным органам земским старостам и избам. Полномочия земских органов были достаточно скромными. Они занимались раскладкой и сбором налоговых сумм, боролись с «разбоями». Развитие органов местного управления усилению влияния служилого дворянства. Важнейшим изменением в области центрального управления стало формирование системы приказов. Из приказа - поручения, даваемого отдельным лицам, приказ превращается в центральный исполнительный орган. Одними из первых появились Посольский, Поместный, Челобитный, Разрядный, Стрелецкий, Большого Прихода.
Среди финансовый мероприятий правительства «Избранной Рады» важнейшее место заняла податная реформа. Была введена единица обложения - «большая соха», с которой взималось «тягло» - комплекс натуральных и денежных повинностей. В результате этого, а также иных действий власти, направленных на отмену податных привилегий духовных и светских феодалов, возросли доходы казны.
Это позволило, в свою очередь, решить и задачи по укреплению войска. Появилось новое полурегулярное войско - стрелецкое, вооруженное холодным и огнестрельным оружием (бердышом и пищалью). Создана «избранная тысяча», выполняющая функции охраны царя. Она стала основой поместного (дворянского) ополчения. В 1556 году принято Уложение о службе, регламентирующее обязательства дворянина перед государством. Дворянин («служилый человек по отечеству») должен был прибывать на государеву службу «конно, людно и оружно».
К реформам, проведенным Избранной Радой следует отнести и ограничение местничества в военной области. Это стало еще одним шагом в усилении позиций государственной власти в ущерб родовым правам аристократии.
Изменилось в 1550-е годы положение церкви. На состоявшемся в 1551 году церковном Соборе, получившем название Стоглав, было определено место церкви в обществе, ее отношения со светской властью.
(Кишенкова О.В.)
Вопросы:
1. Какие направления реформ указаны в тексте? Перечислите не менее четырех.
2. Какие новые государственные органы появились в России в ходе реформ 1550-х годов.
3. Как историк оценивает военные реформы ? Какие иные оценки реформ вам известны?
Главная причина преследований сторонников христианства заключалась в их отказе признавать культ императора и участвовать в государственных религиозных церемониях.
Существует легенда, что накануне битвы у Мульвийского моста, победа в которой принесла Константину императорскую власть, он видел крест с начертанными на нем словами "Сим победишь". После этого, в 313 году Константин издал эдикт о свободном исповедании христианства гражданами Римской империи, благодаря чему оно из религии гонимой начало превращаться в господствующую.
Христианство сделало возможным духовную общность людей, принадлежащих самым разным расам и национальностям. Духовный универсализм позволил христианству стать мировой религией, заложив основы понимания самоценности человека безотносительно к его расе, национальности, сословию, классовой принадлежности.
Объяснение:
Неоклассицизм: В основе классицизма лежат идеи античности, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки
Романтизм - сложное, внутренне противоречивое духовное движение в западной культуре рубежа 18-19 вв., затронувшее все сферы духовной жизни (философию, литературу, музыку, театр и т.д.).
Реализм: Едва ли возможно поэтому говорить об истории реализма: она совпадает с историей искусства. Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьной условности, в умении осознать и смелости изобразить подробности, которые оставались незамеченными художниками прежних дней или пугали их несоответствием с догматами.
Объяснение: