АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП, вынужденное (под давлением французских королей) пребывание римских пап в Авиньоне в 1309-77 (с перерывом в 1367-70). * * * АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП, вынужденное пребывание римских пап в Авиньоне (Южная Франция) в период между 1309 и 1378 гг. Авиньонский период в истории папства приходится на понтификат пап: Климента V (1305-16), Иоанна XXII (1316-34), Бенедикта XII (1334-42), Климента VI (1342-52), Иннокентия VI (1352-62), Урбана V (1362-70), Григория XI (1370-78). После смерти папы Бонифация VIII и двухлетнего междуцарствия, на папский престол заочно был избран архиепископ Бордо, папа Климент V, как и все последующие авиньонские папы — француз по национальности. Вначале он отложил свою поездку в Рим из-за переговоров с Филиппом Красивым, затем последовала подготовка к Вьеннскому собору 1311-12 гг. После этого германский король Генрих VII вторгся в Италию. Таким образом, за все время своего понтификата Климент V ни разу не выехал в Италию. Неблагоприятная политическая и социальная обстановка в Италии, мятежи в Папском государстве и антипапские выступления в самом Риме, возглавлявшиеся крупнейшими аристократическими семействами, в интриги которых папы были также вовлечены; зависимость от поддержки Франции; удобство положения новой резиденции, — все это почти 70 лет удерживало пап в Авиньоне. Со временем папы обосновались в огромном укрепленном дворце за городскими стенами, окружив себя роскошью и имея великолепный двор. Роскошная жизнь папы за Альпами была предметом постоянного злословия. Современники, среди них Петрарка и св. Екатерина Сиенская, резко критиковали авиньонских пап. Образ папства за эти годы сильно изменился, оно утратило свой безусловный авторитет и никогда более не восстановило его полностью. Петрарка называл авиньонское папство "вавилонским пленом". В последующие века о папском Авиньоне говорили как о городе, совершенно лишенном духовности. Несмотря на то, что оставление Рима ни в какой степени не могло быть оправданным для римского первосвященника, переезд в Авиньон, однако, имел много и положительных результатов для папства. Он освободил пап от сильного давления различных партий итальянской аристократии, само местоположение города — ближе к центрам Европы — сократило для четырех пятых христианского мира поездки на папский суд на 5 недель. Кроме того, Авиньон — новая папская резиденция — находился в центре Европы, истощенной Столетней войной, обезлюдевшей и потрясенной эпидемиями, особенно "черной смертью" — это также положительно влияло на религиозную ситуацию в Европе. Большинство авиньонских пап предпринимали серьезные попытки реформ как в курии, так и в Церкви в целом. Они создали тщательно разработанные, самые современные и эффективные в ту эпоху, гибкие административный аппарат и финансовую систему, которые превосходили все, что было в европейских государствах. Административные реформы, проведенные папой Иннокентием XXII, были длительными, но результативными. Дипломатические и финансовые вопросы решались Палатой, где работали управляющие делами и Казначей. Многочисленные отделы Канцелярии занимались перепиской между курией и церквами во всем мире. Постоянные заседания проводил Верховный Суд, образованный Климентом V; он представлял собой консисторию, в которую входили кардиналы и папа. Она действовала в качестве апелляционного суда для всей Церкви. Реорганизация папских трибуналов ускорила процесс судопроизводства. Авиньонский период характеризовался большим, чем ранее, размахом миссионерской деятельности, и большей дипломатической активностью. За 70 лет пребывания пап в Авиньоне в европейском обществе произошли важнейшие изменения, прежде всего укрепилась власть светских правителей, как следствие, уже не нуждавшихся в папской санкции на власть. В период понтификата Иоанна XXII начался долгий спор папства с Людвиком Баварским, претендовавшим на императорский трон. Спор завершился лишь в 1356, когда сын Людовика, Карл IV издал "Золотую буллу".