Люди считают естественным постоянный рост уровня жизни, комфорта и безопасности благодаря своему труду и активной деятельности общества по преобразованию окружающей среды. Наиболее общими критериями прогресса человечества принято считать степень овладения обществом стихийными силами природы и степень освобождения людей от социально-политического неравенства и духовной неразвитости.
Преобразующая жизнедеятельность, как правило, несет с собой возникновение новых опасностей, причем с увеличением размеров преобразований растут масштабы опасностей. Под жизнедеятельностью следует понимать длительную деятельность одного человека или суммарную деятельность многих людей (общества), если в итоге этой деятельности получается заметное целенаправленное преобразование окружающей среды.
В последние десятилетия ситуация на планете резко изменилась: опасности от жизнедеятельности человечества внезапно приобрели совершенно небывалый прежде глобальный характер. При этом в опасности находится не только человечество, но и окружающая среда, природа. Наступила новая фаза в развитии цивилизации, в которой первой и главной целью людей должно стать уже не столько удовлетворение непрерывно растущих материальных потребностей, как было всегда до сих пор, сколько всестороннее обеспечение безопасности своей жизнедеятельности.
Осознание мировым сообществом новой ситуации пришло после ряда последовательных научных открытий, сделанных в течение двух последних столетий. Эти открытия показали, что представления людей о необъятности и неистощимости окружающей их природы должны быть изменены.
Серьезным научным открытиям предшествовала теория английского ученого монаха Т. Мальтуса (XIX век) о том, что рост народонаселения Земли (по закону геометрической прогрессии) сильно отличается от роста производства продуктов питания (по закону арифметической прогрессии).
Следующим принципиальным шагом явилась идея единства и взаимозависимости всех эволюционных процессов, протекающих на Земле: геохимических и физических, развития живого вещества и развития человеческого общества. Эта система взглядов принадлежит В.И. Вернадскому, превратившему ее в развернутое учение в двадцатых годах XX века.
Идея единства и взаимозависимости повлекла за собой следующую: неизбежно наступит время, когда определять эволюционные процессы на нашей планете будет, прежде всего, человеческая жизнедеятельность. Определяющим началом при этом будет не стихия естественного развития, а разум человека. Достигнув определенной степени могущества, человеческое общество – с его разумом и мудростью – сделается основным гарантом безопасности дальнейшего развития биосферы. Таким образом, биосфера, по Вернадскому, станет ноосферой, т. е. сферой господства разума человека. В ноосфере люди должны принять на себя ответственность за дальнейший ход эволюции на Земле. Ее развитие должно стать «направляемым» жизнедеятельностью человека.
Болат сұлтанның баласы. 1473-1480ж – Жәнібек хан – Барақ ханның баласы 1480-1511ж – Бұрындық хан қазақтарды басқарды. Керей ханның баласы 1511-1518ж – Қасым хан билігі. Әз Жәнібектің ұлы 1518-1523ж – Қасымның баласы Мамаш хан болды 1523-1532ж – Қасымның немере інісі Тақыр хан болды 1533-1534ж – Бұйдаш хан Тақырдың інісі хан болды 1534-1535ж – Қожа Мақмұт хан болды 1535-1537ж – хан атағы болған сұлтандар: Тоғым хан, Ахмет хан, Хақназар, Наурыз-Ахмет хан 1538-1580ж – Хақназар Қазақ хандығының ханы болды, Қасымның баласы 1580-1582ж – Жәнібектің
Безопасная жизнедеятельность в новой эпохе
Люди считают естественным постоянный рост уровня жизни, комфорта и безопасности благодаря своему труду и активной деятельности общества по преобразованию окружающей среды. Наиболее общими критериями прогресса человечества принято считать степень овладения обществом стихийными силами природы и степень освобождения людей от социально-политического неравенства и духовной неразвитости.
Преобразующая жизнедеятельность, как правило, несет с собой возникновение новых опасностей, причем с увеличением размеров преобразований растут масштабы опасностей. Под жизнедеятельностью следует понимать длительную деятельность одного человека или суммарную деятельность многих людей (общества), если в итоге этой деятельности получается заметное целенаправленное преобразование окружающей среды.
В последние десятилетия ситуация на планете резко изменилась: опасности от жизнедеятельности человечества внезапно приобрели совершенно небывалый прежде глобальный характер. При этом в опасности находится не только человечество, но и окружающая среда, природа. Наступила новая фаза в развитии цивилизации, в которой первой и главной целью людей должно стать уже не столько удовлетворение непрерывно растущих материальных потребностей, как было всегда до сих пор, сколько всестороннее обеспечение безопасности своей жизнедеятельности.
Осознание мировым сообществом новой ситуации пришло после ряда последовательных научных открытий, сделанных в течение двух последних столетий. Эти открытия показали, что представления людей о необъятности и неистощимости окружающей их природы должны быть изменены.
Серьезным научным открытиям предшествовала теория английского ученого монаха Т. Мальтуса (XIX век) о том, что рост народонаселения Земли (по закону геометрической прогрессии) сильно отличается от роста производства продуктов питания (по закону арифметической прогрессии).
Следующим принципиальным шагом явилась идея единства и взаимозависимости всех эволюционных процессов, протекающих на Земле: геохимических и физических, развития живого вещества и развития человеческого общества. Эта система взглядов принадлежит В.И. Вернадскому, превратившему ее в развернутое учение в двадцатых годах XX века.
Идея единства и взаимозависимости повлекла за собой следующую: неизбежно наступит время, когда определять эволюционные процессы на нашей планете будет, прежде всего, человеческая жизнедеятельность. Определяющим началом при этом будет не стихия естественного развития, а разум человека. Достигнув определенной степени могущества, человеческое общество – с его разумом и мудростью – сделается основным гарантом безопасности дальнейшего развития биосферы. Таким образом, биосфера, по Вернадскому, станет ноосферой, т. е. сферой господства разума человека. В ноосфере люди должны принять на себя ответственность за дальнейший ход эволюции на Земле. Ее развитие должно стать «направляемым» жизнедеятельностью человека.
Болат сұлтанның баласы. 1473-1480ж – Жәнібек хан – Барақ ханның баласы 1480-1511ж – Бұрындық хан қазақтарды басқарды. Керей ханның баласы 1511-1518ж – Қасым хан билігі. Әз Жәнібектің ұлы 1518-1523ж – Қасымның баласы Мамаш хан болды 1523-1532ж – Қасымның немере інісі Тақыр хан болды 1533-1534ж – Бұйдаш хан Тақырдың інісі хан болды 1534-1535ж – Қожа Мақмұт хан болды 1535-1537ж – хан атағы болған сұлтандар: Тоғым хан, Ахмет хан, Хақназар, Наурыз-Ахмет хан 1538-1580ж – Хақназар Қазақ хандығының ханы болды, Қасымның баласы 1580-1582ж – Жәнібектің