Римская католическая церковь оказала огромное влияние на западную государственность. Методология этого сотериологического (от лат. сотер влияния на светскую власть была сформулирована еще императором Константином. Такое же влияние подтвердил император Карл Великий, назвавший эту церковь Вселенской и непогрешимой.
Затем после обретения Римской католической церковью полноценной государственности методология этого влияния меняется на эвдемоническое (от древнегреческого эвдемония – «счастье»). Церковь активно включается в борьбу за земное благополучие, за абсолютное обладание земными богатствами и наслаждение ими. Церковь становится государством в государствах, подчиняя своей силе королей. Могущество Римской католической церкви позволило папам налагать интердикты (от лат. – «запрещения») на богослужение. В 1155 г. интердикту был подвергнут Рим за грехи, в 1180 г. - Шотландия; в 1200 г. – Франция; в 1208 г. – Англия. «Христианизация» (доктрина двух мечей) стала главным признаком всей средневековой западноевропейской государственности. Она оправдывала корысть, насилие, двоедушие и разврат. Именем Бога творилось зло.
Духовный кризис католицизма породил Реформацию. 31 декабря 1517 года Мартин Лютер, монах и церковный музыкант в германском городе Виттенберг прибил на дверь церкви грамоту с 95 тезисами, обличавшими Папу и католицизм как слуг дьявола. Началась эпоха протестантизма. У нее нашлись миллионы последователей. Таким образом, в XVI веке Реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (1545—1563) был осуществлен коренной пересмотр норм канонического права, сужена сфера церковной юрисдикции. Потесненное Реформацией каноническое право продолжало оставаться в западноевропейском обществе в Новое время не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и на духовную жизнь католических стран.
Судебник Ива́на IV, Судебник 1550 года — сборник законов периода сословной монархии в России; памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашённый единственным источником права. Принят на первом в Русском царстве Земском Соборе 1549 года при участии Боярской думы. В 1551 году Судебник был утверждён Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного. Содержит 100 статей.
Объяснение:
Судебник защищал честь любого члена общества, однако штрафы за «бесчестие» (оскорбление словом или делом) различались. За бесчестье боярина обидчик платил штраф 600 рублей, за дьяка — 200 рублей, за первостепенного купца — 50 рублей, за посадского человека — 5 рублей, крестьянина — 1 рубль. В случае «обиды» женщины, ей выплачивалось «бесчестие» вдвое большее, чем мужчине её звания.
Дополнительные статьи к Судебнику 1550 года сохранились в многочисленных его списках, составлявшихся во второй половине XVI века. По мнению С. В. Пахмана, «поводом к постановлению новых статей, сообразно естественному ходу развития законодательства, служили обыкновенно возникавшие в судебной практике новые дела и случаи, которые не могли быть решены на основании действовавших узаконений».
1. Суд царя и великого князя судит боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыти и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати…
5. Подьачей, которой запишет не по суду для посула без дьячего приказу, и того подьячего казнита торговою казнью, бита кнутьем…
61. А государьскому убойце, и градскому здавцу, и коромолнику, и церковному татю, и головному татю, и подметчику, и зажигалнику, ведомому лихому человеку, жывота не дата, казнит ево смертною казнью…
88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять връст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года пожывет, и он платит полдвора; а три годы пожывет, и он платит три четверта двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот… А попу пожылого нет, и ходити ему вон без воля. А которой крестианин с пашни продаст ся в холопи в полную, и он выйдет без ж, и пожылого с него нет…
92. А которой человек умрет без духовной грамоты, а не будет у него сына, ино статок весь и земли взяти дочери; а не будет у него дочери, ино взята ближнему от его роду…
98. А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех боар приговору вершается, и те дела в сем Судебнике приписывати…
Римская католическая церковь оказала огромное влияние на западную государственность. Методология этого сотериологического (от лат. сотер влияния на светскую власть была сформулирована еще императором Константином. Такое же влияние подтвердил император Карл Великий, назвавший эту церковь Вселенской и непогрешимой.
Затем после обретения Римской католической церковью полноценной государственности методология этого влияния меняется на эвдемоническое (от древнегреческого эвдемония – «счастье»). Церковь активно включается в борьбу за земное благополучие, за абсолютное обладание земными богатствами и наслаждение ими. Церковь становится государством в государствах, подчиняя своей силе королей. Могущество Римской католической церкви позволило папам налагать интердикты (от лат. – «запрещения») на богослужение. В 1155 г. интердикту был подвергнут Рим за грехи, в 1180 г. - Шотландия; в 1200 г. – Франция; в 1208 г. – Англия. «Христианизация» (доктрина двух мечей) стала главным признаком всей средневековой западноевропейской государственности. Она оправдывала корысть, насилие, двоедушие и разврат. Именем Бога творилось зло.
Духовный кризис католицизма породил Реформацию. 31 декабря 1517 года Мартин Лютер, монах и церковный музыкант в германском городе Виттенберг прибил на дверь церкви грамоту с 95 тезисами, обличавшими Папу и католицизм как слуг дьявола. Началась эпоха протестантизма. У нее нашлись миллионы последователей. Таким образом, в XVI веке Реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (1545—1563) был осуществлен коренной пересмотр норм канонического права, сужена сфера церковной юрисдикции. Потесненное Реформацией каноническое право продолжало оставаться в западноевропейском обществе в Новое время не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и на духовную жизнь католических стран.
Объяснение:
Судебник Ива́на IV, Судебник 1550 года — сборник законов периода сословной монархии в России; памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашённый единственным источником права. Принят на первом в Русском царстве Земском Соборе 1549 года при участии Боярской думы. В 1551 году Судебник был утверждён Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного. Содержит 100 статей.
Объяснение:
Судебник защищал честь любого члена общества, однако штрафы за «бесчестие» (оскорбление словом или делом) различались. За бесчестье боярина обидчик платил штраф 600 рублей, за дьяка — 200 рублей, за первостепенного купца — 50 рублей, за посадского человека — 5 рублей, крестьянина — 1 рубль. В случае «обиды» женщины, ей выплачивалось «бесчестие» вдвое большее, чем мужчине её звания.
Дополнительные статьи к Судебнику 1550 года сохранились в многочисленных его списках, составлявшихся во второй половине XVI века. По мнению С. В. Пахмана, «поводом к постановлению новых статей, сообразно естественному ходу развития законодательства, служили обыкновенно возникавшие в судебной практике новые дела и случаи, которые не могли быть решены на основании действовавших узаконений».
1. Суд царя и великого князя судит боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыти и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати…
5. Подьачей, которой запишет не по суду для посула без дьячего приказу, и того подьячего казнита торговою казнью, бита кнутьем…
61. А государьскому убойце, и градскому здавцу, и коромолнику, и церковному татю, и головному татю, и подметчику, и зажигалнику, ведомому лихому человеку, жывота не дата, казнит ево смертною казнью…
88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять връст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года пожывет, и он платит полдвора; а три годы пожывет, и он платит три четверта двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот… А попу пожылого нет, и ходити ему вон без воля. А которой крестианин с пашни продаст ся в холопи в полную, и он выйдет без ж, и пожылого с него нет…
92. А которой человек умрет без духовной грамоты, а не будет у него сына, ино статок весь и земли взяти дочери; а не будет у него дочери, ино взята ближнему от его роду…
98. А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех боар приговору вершается, и те дела в сем Судебнике приписывати…