Вкажіть, до якого табору прихильників Яна Гуса можна віднести автора
цих слів. «Мої товариші по зброї — заможні майстри і торговці. Ми
хочемо послабити католицьку церкву, відібрати в неї земельні володіння.
Народу ми не довіряємо. Він може спрямувати зброю проти нас».
Приход Нового времени подхлестнул технический прогресс, и в жизнь людей вошло множество технических новшеств, не только промышленного и военного, но и бытового характера. Новые изобретения улучшали и повседневную жизнь людей.
В области транспорта появились подрессоренные экипажи. Средневековые телеги были жесткими и тряскими, поэтому знать предпочитала не ездить в них, а ездила только верхом. В Новое время появились подрессоренные кареты с мягким ходом, в которых с удовольствием ездили дворяне.
Изменился и быт. Для освещения домов продолжали широко использоваться свечи, но им появилась и альтернатива: светильники, использовавшие ламповое масло и китовый жир. Развитие мореплавания привело к широкой доступности этого животного топлива, появился также китовый воск - спермацет, из которого тоже стали изготавливать свечи. Для разведения огня продолжали применять огниво и трут, но разжигание огня из трута облегчили завезенные из Китая серники - некое подобие спичек с головками из чистой серы, которые нужно было прикладывать к тлеющему труту.
Изменялся костюм. В эпоху позднего Средневековья и Возрождения излюбленной дворянской одеждой были колет и дублет - стеганые куртки, которые могли использоваться как поддоспешники. Устаревание доспехов привело и к уходу в этих курток, дворяне стали одеваться в камзолы. У женских платьев появились каркасные юбки на различных конструкциях - вертюгале, фижмах, кринолине.
Наконец, под конец Нового времени набрал полную силу начавшийся промышленный переворот, и быт людей оказался переполнен техническими новинками. В девятнадцатом веке в жизнь людей вошли паровые двигатели и транспорт, движимый ими, керосиновые бытовые приборы, телеграф и телефон, и многое другое.
С развитием христианства традиции античного зодчества уступают место новому стилю.
Специфика храмов Древних греков и Древних римлян заключалась в их алтарности – храмы строили как обитель почитаемого бога. Все церемониальные мероприятия проходили на специальных площадках перед строением, поэтому основное внимание уделялось фасаду.
В религиозной традиции христианства храм является местом для вознесения молитв. Меняется его сущность – теперь он становится местом собрания верующих. Поэтому концепция постройки претерпевает изменения: внутренняя отделка становится разнообразнее, все внимание мастеров направлено на создание атмосфера духовности, сакральности места. Фасад здания получал достаточно простую обработку – внешний вид византийских храмов существенно отличался от католических соборов готического стиля. Преимущественно, облицовка здания оформлялась узорной кирпичной кладкой. Важное достижение архитекторов восточных римлян – крестово-купольный храм, пришедший на смену базиликальному типу. Традиция постройки сохраняется и сегодня в странах с православной культурой.
Очевидно, что наибольшее число шедевров зодчества располагалось в столице государства – Константинополе. Но по мере урбанизации развивалась и архитектура других городов – памятники появлялись в Равенне (мавзолей Галлы Плацидди). Однако главными шедеврами Византии считаются Собор Святой Софии и Церковь Святой Ирины в столице империи, Храм Святой Софии в Трапезунде, .
Под влиянием набегов и культурной экспансии западных христиан, архитектура Византии становилась все более сложной. Возрастает роль декорирования наружного убранства (Церковь Христа в Полях, в составе ансамбля монастыря в Хоре).
Каковы основные достижения художественной культуры ВизантииКультура Византии в средние века – это не только зодчество. Одновременно изменения происходят в остальных жанрах декоративно-прикладного искусства: иконографии, мозаике.
Иконописьфото с сайта vidania.ru
Византийские иконы была крупнейшим достижением в восточно-христианской ортодоксальной цивилизации. Она не только легла в основу ряда национальных культур, но и оказала влияние на католические страны – Италия, в частности, Венеция, находилась под влиянием ромеев.
Развитие жанра изобразительного творчества можно разделить на несколько периодов:
– доиконоборческая эпоха;
– иконоборство;
– постиконоборческий период.
Первый период расцвета византийской иконописи сохраняет черты античности, которые вытесняются в ходе поиска изобразительного языка перенести суть христианских догматов и религиозного учения в плоскость художественной графики. Исчезает натурализм, иконы теряют индивидуальные черты, становятся более схематичными.
Развитие изобразительного искусства было остановлено под прессингом иконоборчества, утвердившегося в качестве официальной идеологии на целое столетие. В это время иконопочитателей преследовали, многие иконописцы были вынуждены сменить родное государство на соседние страны, где продолжали свою работу.
Ренессанс в создании икон начался в XX веке, а подлинный расцвет наступил ближе к закату Византийской империи. Для этого периода характерно усложнение цветовой гаммы, возвращается натурализм; изображаемые фигуры приобретают индивидуальность, они становятся более воздушными, иконопись в целом приобретает черты маньеризма (Двенадцать апостолов, Сошествие Христа в ад).
Мозаикафото с сайта 7iskusstv.com/
Рассказать об искусстве византийской мозаики в рамках общей статьи невозможно. Многообразные техники, стили – мастера совершенствовали свои навыки под влиянием развития церковного зодчества. Уникальные орнаментальные или натуралистические картины украшали фасады светских и религиозных сооружений. Многие из них были уничтожены во время крестовых походов, османского завоевания или войн последнего столетия. К XI в. сложился уникальный стиль византийской мозаики – смальта. Это особый материал для прикладного искусства, представлявший собой стекло, покрытое тонким слоем золота. Когда в вечерних сумерках зажигали свечи, выполненные в такой технологии святые, сияли, создавая смиренную и одухотворенную атмосферу во время проведения служб. К X в. утвердились основные принципы пространственного расположения персонажей сюжетов, иллюстрирующих главные библейские истории. В куполе храма стали размещать фигуру Христа (преимущественно поясное), в алтаре – Богородицу, сложившую руки в молитве. Архангелы и апостолы располагались по сторонам от центральных фигур. Так строилась мозаичная графика XI-XII вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.
вот ссылка на сайт http://perstni.com/magazine/history/kultura-i-iskusstvo-vizantii.html