Влітку 1652 р. Б. Хмельницький запропонував польському королю визнати право війська Запорозького на самостійне існування, застерігаючи, що інакше козаки будуть змуше ні «шукати собі іншого стороннього пана і чужої сили», ЯКІ зможуть їх захистити. Чому, на вашу думку, гетьман звернувся з такою пропозицією до короля? Які можливості для обох сторін конфлікту вона відкривала?
Вскоре после крещения начали открываться школы при храмах и монастырях где учились писать и грамоте. Это и привело к огромному распространению грамотности не только среди высших слоев населения, но и обычных городских жителей. Так же в этих школах могли готовить будущих дружинников или церковнослужителей. Одной из особенностей древнерусского государство было то что к обучению принимались не только мальчики, но и девочки.
Этот период ознаменовался обострением социальных противоречий в Российской империи, усилением колониальной политики в Казахстане, особенно аграрной. Новый большой размах получило переселение крестьян из центральных губерний в национальные окраины. Территория Казахстана была разделена на переселенческие районы: Тургайско-Уральский, Семипалатинский, Сырдарьин-ский, Семиреченский. Были созданы Переселенческие управления, которые должны были выявлять «излишки» земель для создания «Переселенческого фонда».
Преследуя колонизаторские цели, подхлестываемые царским правительством и наплывом переселенцев, землеустроители под видом излишков отбирали у коренного населения лучшие земли, главным образом уже освоенных казахами, имевших оросительные системы, лесонасаждения, постройки, не обращая внимания на нужды казахского хозяйства, не вникая в его особенности.
Массовое переселение крестьян из центральных губерний России на территорию Казахстана привело к тому, что огромные плодородные участки были переданы в пользование крестьянам, а казахи вытеснены в пустынные и полупустынные регионы. При этом земли у казахов изымались в «Переселенческий фонд» без учета пастбищ, скотопрогонов, водопоев, а порой и вопреки сложившимся маршрутам кочевий, сознательно перекрывая их, с целью взимания платы за прогон скота. К тому же на территории Казахстана находились казачьи войска, которые занимали 15,6 млн га земли.
Так как Казахстан был регионом, благоприятным для хлебопашества, переселение крестьян из России и создание кулацких хозяйств поощрялось системой льгот. Так, например, под хутора выделялось 45 десятин удобной и 15 десятин пахотной земли. Землеотводным организациям разрешалось выселять местных бедняков и селить на их место крестьян-кулаков. В результате, если в 1893-1905 годах у казахов было изъято 4 миллиона десятин земли, то в 1906-1912 годах - свыше 17 миллионов десятин, а всего к 1917 году было изъято более 45 миллионов десятин земли. Изъятие земель было разрушительно для кочевого хозяйства. Результатом переселенческой политики царизма было массовое обезземеливание и разорение трудящихся масс казахов, усиление колониального гнета.
Изъятие казахских земель под переселенческие участки усиливало откочевку казахов с этнической родины в пределы соседних стран. В Казахстане же увеличивается численность татар, сюда переселяются уйгуры, дунгане, поляки, эстонцы и другие. В начале XX века Казахстан постепенно превращается в многонациональную провинцию России.
Основное население Казахстана жило в сельской местности и занималось полукочевым скотоводством, для которого характерна пастбищно-полустойловая система содержания скота, занятие земледелием, сенокошение и др. Казахи разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, верблюдов и коз. Развитие капитализма в сельском хозяйстве Казахстана пагубно повлияло на кочевое скотоводство казахов.
Таким образом, в начале XX века в Казахстане все большее распространение получает земледелие. Значительную роль в развитии земледелия сыграли переселенцы. Быстрое распространение земледелия среди казахского населения, освоение новых сельскохозяйственных орудий и приемов обработки почвы, спрос рынка на зерновые и фуражные культуры содействовали тому, что все большее место в посевах стали занимать пшеница, ячмень и овес. Расширялись посевы риса, бахчевых и огородных культур.