Конфуциа́нство (кит. упр. 儒学, пиньинь Rúxué, палл. Жусюэ) — этико-философское учение, разработанное Конфуцием (553—480 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран[1]. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия[2].
В Китае это учение известно под названием «школа учёных», «школа учёных книжников»[3] или «школа образованных людей». «Конфуцианство» — западный термин, не имеющий эквивалента в китайском языке[2].
Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в период Чуньцю (723 до н. э. — 481 до н. э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными[4].
В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии и принципа организации государства свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде[4], вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на «три народных принципа» Китайской Республики.
Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна, конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути прогресса. Исследователи отмечают, что несмотря на официальные гонения, конфуцианство фактически присутствовало в теоретических положениях и в практике принятия решений на протяжении как маоистской эры, так и переходного периода и времени реформ, проводимых под руководством Дэн Сяопина. Ведущие конфуцианские философы остались в КНР и были принуждены «покаяться в своих заблуждениях» и официально признать себя марксистами, хотя фактически писали о том же, чем занимались до революции[5]. В конце 1970-х культ Конфуция начал возрождаться, и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая (см. нижеПерейти к разделу «#Историческая эволюция»).
Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д. (см. нижеПерейти к разделу «#Основные понятия конфуцианства и его проблематика»)
Формально в конфуцианстве никогда не было института церкви, но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно выполняло функцию религии (см. ниже
Китайское обозначение конфуцианства не содержит отсылки к личности его основателя: это кит. упр. 儒, пиньинь rú или кит. упр. 儒家, пиньинь rújiā, то есть «Школа образованных людей». Таким образом, конфуцианская традиция никогда не возводила данной идеологической системы к теоретическому наследию одного-единственного мыслителя. Конфуцианство фактически представляет собой совокупность учений и доктрин, которые изначально стали развитием древних мифологем и идеологем. Данная специфика соответствует принципу Конфуция – «передавать, а не создавать, верить древности и любить её».[6] Древнее конфуцианство стало воплощением и завершением всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации. В этом смысле используется термин кит. упр. 儒教, пиньинь rújiào.
Бильге-каган и Культегин укрепили государство, заключили с соседями важные мирные договоры. Советник Культегина, военачальник Тоньюкок в своих «вечных» каменных письменах восславлял воинскую доблесть тюрков, подвиги Бильге-кагана и Культегина. После смерти Бильге-кагана в 741 году начался распад каганата. В 744 году образовался Уйгурский каганат (744-840 гг.). Система правления носила патриархально-феодальный характер. Верховная власть переходила по наследству от одного члена династии кагана к другому. Знать из рода кагана носила титулы ябгу, шад, елтебер. А судебные дела исполняли буруки и тарханы. Основной опорой кагана на местах являлись беки. Простых общинников-скотоводов называли кара будун - чернь. Повинность «кровного долга» - обязательная военная служба. Покоренные племена платили дань продуктами питания и пушниной. Подчиненное, вассальное оседлое население Жетысу, завоеванное тюрками называли таты. Существовали рабы из числа военнопленных. Главным видом хозяйства было скотоводство. На юге Казахстана бурно развивались города Испиджаб, Тараз, Талхир, Алмалык. Особую роль в расцвете городов сыграли согдийцы - древняя восточно-иранская народность, населявшая Среднюю Азию и Казахстан. В начале VII века тюрки массою стали переходить к оседлости. Росту городов отношения с Ираном и Византией. В Жетысу вдоль Великого Шелкового пути тюрки были вовлечены в международную торговлю. Китайский путешественник, монах Сюань Цзянь свидетельствует, что в начале VII века в ставке кагана представители знати носили одежды из шелка
3. Ну потому что все надписи предоставляют собой обращение к слоям тюркского общества. (1 аргумент)
Надписи в честь Бильге-Кагана и Культегина являются блестящими образцами политической прозы и ораторского искусства (2 аргумент)
Конфуциа́нство (кит. упр. 儒学, пиньинь Rúxué, палл. Жусюэ) — этико-философское учение, разработанное Конфуцием (553—480 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран[1]. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия[2].
В Китае это учение известно под названием «школа учёных», «школа учёных книжников»[3] или «школа образованных людей». «Конфуцианство» — западный термин, не имеющий эквивалента в китайском языке[2].
Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в период Чуньцю (723 до н. э. — 481 до н. э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными[4].
В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии и принципа организации государства свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде[4], вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на «три народных принципа» Китайской Республики.
Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна, конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути прогресса. Исследователи отмечают, что несмотря на официальные гонения, конфуцианство фактически присутствовало в теоретических положениях и в практике принятия решений на протяжении как маоистской эры, так и переходного периода и времени реформ, проводимых под руководством Дэн Сяопина. Ведущие конфуцианские философы остались в КНР и были принуждены «покаяться в своих заблуждениях» и официально признать себя марксистами, хотя фактически писали о том же, чем занимались до революции[5]. В конце 1970-х культ Конфуция начал возрождаться, и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая (см. нижеПерейти к разделу «#Историческая эволюция»).
Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д. (см. нижеПерейти к разделу «#Основные понятия конфуцианства и его проблематика»)
Формально в конфуцианстве никогда не было института церкви, но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно выполняло функцию религии (см. ниже
Китайское обозначение конфуцианства не содержит отсылки к личности его основателя: это кит. упр. 儒, пиньинь rú или кит. упр. 儒家, пиньинь rújiā, то есть «Школа образованных людей». Таким образом, конфуцианская традиция никогда не возводила данной идеологической системы к теоретическому наследию одного-единственного мыслителя. Конфуцианство фактически представляет собой совокупность учений и доктрин, которые изначально стали развитием древних мифологем и идеологем. Данная специфика соответствует принципу Конфуция – «передавать, а не создавать, верить древности и любить её».[6] Древнее конфуцианство стало воплощением и завершением всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации. В этом смысле используется термин кит. упр. 儒教, пиньинь rújiào.
1. Йоллыг-тегин
2.
Бильге-каган и Культегин укрепили государство, заключили с соседями важные мирные договоры. Советник Культегина, военачальник Тоньюкок в своих «вечных» каменных письменах восславлял воинскую доблесть тюрков, подвиги Бильге-кагана и Культегина. После смерти Бильге-кагана в 741 году начался распад каганата. В 744 году образовался Уйгурский каганат (744-840 гг.). Система правления носила патриархально-феодальный характер. Верховная власть переходила по наследству от одного члена династии кагана к другому. Знать из рода кагана носила титулы ябгу, шад, елтебер. А судебные дела исполняли буруки и тарханы. Основной опорой кагана на местах являлись беки. Простых общинников-скотоводов называли кара будун - чернь. Повинность «кровного долга» - обязательная военная служба. Покоренные племена платили дань продуктами питания и пушниной. Подчиненное, вассальное оседлое население Жетысу, завоеванное тюрками называли таты. Существовали рабы из числа военнопленных. Главным видом хозяйства было скотоводство. На юге Казахстана бурно развивались города Испиджаб, Тараз, Талхир, Алмалык. Особую роль в расцвете городов сыграли согдийцы - древняя восточно-иранская народность, населявшая Среднюю Азию и Казахстан. В начале VII века тюрки массою стали переходить к оседлости. Росту городов отношения с Ираном и Византией. В Жетысу вдоль Великого Шелкового пути тюрки были вовлечены в международную торговлю. Китайский путешественник, монах Сюань Цзянь свидетельствует, что в начале VII века в ставке кагана представители знати носили одежды из шелка
3. Ну потому что все надписи предоставляют собой обращение к слоям тюркского общества. (1 аргумент)
Надписи в честь Бильге-Кагана и Культегина являются блестящими образцами политической прозы и ораторского искусства (2 аргумент)
Объяснение: