Царь Алексей Михайлович вошел в российскую историю как ''Тишайший''. По воспоминаниям современников он обладал кротким нравом, был добр к окружающим, хотя иногда у него возникали вспышки гнева. Царь был очень религиозен, известно, что он строго соблюдал пост, молился, всегда старался следовать библейским догмам. Источники сообщают об обширной царской библиотеке, где Алексей Михайлович проводил многие часы. Эти личностные качества царя определили также и политику, которой он придерживался в управлении государством. С одной стороны, будучи развитой и образованной личностью, он стремился к нововведения, но с другой стороны, он боялся ослабления своей авторитарной власти. Он считал верным закрепить положение царя как единого полновластного правителя, что нашло отражение в Соборном Уложении 1649 года. Алексей Михайлович стал инициатором множества нововведений, значительно укрепивших положение дворян. Были отменены сроки, по которым беглые крестьяне более не преследовались, городские жители понесли более тяжкое налоговое бремя. Непоследованность отразилась в его отношениях с патриархом Никоном. Царь доверил Никону, тогда еще митрополиту, подавление восстания недовольных новыми налоговыми реформами. Однако спустя время отношения между ними испортились. В результате конфликта Никон был низложен и отправлен в ссылку. Будучи реформатором по натуре, в то же время Алексей Михайлович старался не допускать либерализации и ослабления своей власти.
Совершенно очевидно, что исторический путь цивилизационного развития Индии обусловлен природно-географическими факторами. Индия это особый, великий и разнообразный мир. На севере, где протекали огромные реки Инд и Ганг, могло развиваться оросительное земледелие. И это объясняет столь раннее появление здесь цивилизации. Хараппская цивилизация младшая современница Месопотамской и Древнеегипетской. Однако, из-за бурных и полноводных рек и заболоченной местности оросительное земледелие Индии не столь четко выражено, как, например, в Египте или Месопотамии. Становление цивилизации происходило в Индии довольно медленно по причине значительной изоляции этой страны от остального цивилизованного мира древности. Корона гор на севере и Индийский океан, трудный для древнего мореплавания, на юге, отделяли Индию от других стран. Хозяйственная жизнь и материальная культура развивались здесь медленными темпами при сохранении архаических элементов рядом с передовыми. Характерная черта Древнеиндийской цивилизации появление новых феноменов при сохранении старых. Наряду с оросительным земледелием и скотоводством сохраняли свое значение собирательство, охота и лесные промыслы. Одна из особенностей Древнеиндийской цивилизации состоит также и в том, что уже на начальном этапе ее существования она представляла собой социально и экономически глубоко дифференцированное общество. Для этого древнего общества было характерно распространение весьма прочной соседской общины и особых классов-сословий варны, которые резко отграничивались друг от друга. Человек рождался в своей варне и навсегда оставался в ней. В сущности, система варн пережиток племенного строя. Она замедляла и ослабляла экономическую жизнь. Она исключала сколько-либо гибкую систему разделения труда. Отсюда и особенность общества древнеиндийской цивилизации, которое основывалось больше на разделении, чем на возможности иметь общий жизненный опыт. Деление на варны сыграло отрицательную роль и в прогрессе знаний. Так, большие достижения брахманов в математике и астрономии долгое время оставались тайными знаниями. Рыхлая и неустойчивая государственность как отличительная черта Древнеиндийской цивилизации также обусловлена варновой системой. Относительно прочной централизацией отмечен государственный строй Индской (Хараппской) цивилизации. На следующих этапах цивилизация представлена конгломератом мелких протогосударственных образований с разным набором традиционных социальных и политических институтов. Подъем в развитии государственности цивилизация пережила дважды: в Маурийский период (IV-III вв. до н.э.) и на двухсотлетнем отрезке истории империи Гупт (IV-V вв.).
Эти личностные качества царя определили также и политику, которой он придерживался в управлении государством. С одной стороны, будучи развитой и образованной личностью, он стремился к нововведения, но с другой стороны, он боялся ослабления своей авторитарной власти. Он считал верным закрепить положение царя как единого полновластного правителя, что нашло отражение в Соборном Уложении 1649 года. Алексей Михайлович стал инициатором множества нововведений, значительно укрепивших положение дворян. Были отменены сроки, по которым беглые крестьяне более не преследовались, городские жители понесли более тяжкое налоговое бремя. Непоследованность отразилась в его отношениях с патриархом Никоном. Царь доверил Никону, тогда еще митрополиту, подавление восстания недовольных новыми налоговыми реформами. Однако спустя время отношения между ними испортились. В результате конфликта Никон был низложен и отправлен в ссылку. Будучи реформатором по натуре, в то же время Алексей Михайлович старался не допускать либерализации и ослабления своей власти.
Становление цивилизации происходило в Индии довольно медленно по причине значительной изоляции этой страны от остального цивилизованного мира древности. Корона гор на севере и Индийский океан, трудный для древнего мореплавания, на юге, отделяли Индию от других стран. Хозяйственная жизнь и материальная культура развивались здесь медленными темпами при сохранении архаических элементов рядом с передовыми. Характерная черта Древнеиндийской цивилизации появление новых феноменов при сохранении старых. Наряду с оросительным земледелием и скотоводством сохраняли свое значение собирательство, охота и лесные промыслы.
Одна из особенностей Древнеиндийской цивилизации состоит также и в том, что уже на начальном этапе ее существования она представляла собой социально и экономически глубоко дифференцированное общество. Для этого древнего общества было характерно распространение весьма прочной соседской общины и особых классов-сословий варны, которые резко отграничивались друг от друга. Человек рождался в своей варне и навсегда оставался в ней. В сущности, система варн пережиток племенного строя. Она замедляла и ослабляла экономическую жизнь. Она исключала сколько-либо гибкую систему разделения труда. Отсюда и особенность общества древнеиндийской цивилизации, которое основывалось больше на разделении, чем на возможности иметь общий жизненный опыт. Деление на варны сыграло отрицательную роль и в прогрессе знаний. Так, большие достижения брахманов в математике и астрономии долгое время оставались тайными знаниями.
Рыхлая и неустойчивая государственность как отличительная черта Древнеиндийской цивилизации также обусловлена варновой системой. Относительно прочной централизацией отмечен государственный строй Индской (Хараппской) цивилизации. На следующих этапах цивилизация представлена конгломератом мелких протогосударственных образований с разным набором традиционных социальных и политических институтов. Подъем в развитии государственности цивилизация пережила дважды: в Маурийский период (IV-III вв. до н.э.) и на двухсотлетнем отрезке истории империи Гупт (IV-V вв.).