Возникновение и возвышение Ак Орды В послемонгольский период (XIV–XV вв.) на территории Казахстана происходит обособление нескольких государств: Ак Орды, Могулистана, ханства Абулхаира, Ногайской Орды.
Государство Ак Орда – первое централизованное объединение, которое процветало почти 240 лет, существовало на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака в XIII – начале XV вв. (на территории улуса Джучи, сына Орда-Еджена). Земли Ак Орды со II половины XIV в. начали называться Узбекским улусом. Ее населяли тюркоязычные племена: кыпчаки, найманы, уйсуни, карлуки, кереиты, коныраты, мангыты и др. – со временем ставшие крупной этнической единицей Среднего жуза казахов. Жителей Ак Орды называли узбеками.
Во главе государства стояли ханы из рода Орда-Еджена, и хронологические таблицы мусульманских династий приводят имена следующих ханов Ак Орды: Сасы-Бука, Ерзен, Мубарак-ходжа, Урус-хан, Барак-хан.
Начальный период политической истории Ак Орды характеризуется борьбой за независимость от Золотой Орды. Первым ханом стал Сасы-Бука, и политическим центром, столицей был город Сыгнак на р. Сырдарья. Преемникам Сасы-Бука ханам Ерзен и Мубарак удалось окончательно порвать с номинальной зависимостью от Золотой Орды во второй четверти XIV века, т. е. окончательно было покончено с актом утверждения ханов специальным ярлыком золотоордынского хана. В 1327–1328 годах Мубарак-хан от своего имени выпускал в Сыгнаке свои монеты.
Следующий период укрепления и усиления Ак Орды приходится на правление хана Уруса, ставшего ханом в 1368 г. Кадыргали Жалаири характеризует его как сильного и могущественного правителя с решительным характером. Урус-хан (настоящее имя Мухаммад) преследовал одну цель – положить конец раздробленности Золотой Орды и восстановить ее былое могущество. И в 1368 г. совершает поход в Поволжье, в 1374–1375 гг. захватывает столицу Золотой Орды Сарай-Берке, подчиняет земли камских булгар, но, опасаясь усиления эмира Тимура в Средней Азии, возвращается в свои владения. По пути он казнил потомка Жошы Туй-Ходжу, который отказался повиноваться ему. А сын Туй-Ходжи Тохтамыш бежал к эмиру Тимуру. Пользуясь поддержкой эмира Тимура, неоднократно нападает на Ак Орду, но все безрезультатно. Урус несколько раз полностью разбивал Тохтамыша, но тому каждый раз удавалось бежать к Тимуру, который вновь давал ему армию. Однако Урус неожиданно в 1377 г. умер, и ослабленная Ак Орда была занята Тохтамышем.
Последний хан Барак подчинил ряд сырдарьинских городов, но в 1428 году умер, и к власти пришел представитель династии Шайбанидов Абулхаир.
Задание 1 Составьте по данному тексту не менее 5ти тестовых вопросов с четырьмя вариантами ответов и с указанием правильного.
Пример: Куда Урус Хан организует поход в 1368 году?
А) в Сибирь В) в Поволжье С) на Кавказ Д) в Центральную Азию.
Горцы — нарицательное наименование этнических групп, живущих в горных районах.
Мюридизм, условный термин, появившийся в русской литературе во 2-й половине XIX в., для названия национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа в 20—60-х гг. XIX в.
Имам — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы.
Имамат— форма мусульманского теократического государства и один из столпов шиитского ислама, институт верховного руководства мусульманской общиной в котором сочетаются светская и духовная власть.
Го́рцы — нарицательное наименование этнических групп, живущих в горных районах.
Мюридизм («послушничество») — одно из направлений в суфизме. В российской исторической литературе термин традиционно ассоциируется с мюридским движением, которое в 20 — 50-х годах XIX века охватило значительную часть Кавказа и обострило войну против русских
Има́м (араб. إمام — предводитель) — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. Слово «имам» также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы избирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин, достигший 8 лет.
Имама́т — форма мусульманского теократического государства и один из столпов шиитского ислама, институт верховного руководства мусульманской общиной в котором сочетаются светская и духовная власть.