Офицер Федор Глинка участвовал во многих военных кампаниях Российской империи начала XIX века. В своих воспоминаниях он описывал Бородинское сражение как одну из решающих битв Отечественной войны 1812 года. Накануне боя и солдаты, и офицеры рано легли спать. Вечером по традиции раздавали водку, но пить никто не стал. «Все ожидали боя решительного. Офицеры надели с вечера чистое белье; солдаты, сберегшие про случай по белой рубашке, сделали то же. Эти приготовления были не на пир!» — вспоминал Глинка о Бородинской битве.
Позже Федор Глинка много писал о войне и Бородинском сражении. Еще в полку он слушал солдатские песни и старался стилизовать свои произведения под фольклор. Стихи Глинки, положенные на музыку, стали любимыми полковыми песнями.
«Песнь сторожевого воина перед Бородинскою битвою» была опубликована в «Журнале древней и новой словесности». В ней Федор Глинка описывает Бородино не как место сражения, а как «поле чести». В «Песни» каждый воин становится частью целого, частью всеобъемлющего «мы». Позже этот прием будут использовать многие писатели, в том числе и Михаил Лермонтов в поэме «Бородино».
Надежда Дурова с детства предпочитала верховую езду и военные игры рукоделию и спокойным прогулкам. В 23 года она оставила семью и, переодевшись в мужское платье, направилась в действующую армию. Хрупкую фигуру Дурова скрывала под казачьим мундиром, а женский характер скрыть было сложнее: над скромностью молодого гусара сослуживцы часто подшучивали. «Кавалерист-девицу» родственники вычислили по одному из писем. Они требовали, чтобы Дурова вернулась домой. Об этой истории узнал Александр I и вызвал Надежду Дурову в Петербург. На личной аудиенции император разрешил ей остаться в армии под мужским именем с условием: «И будете называться по моему имени — Александровым! Не сомневаюсь, что вы сделаетесь достойною этой чести отличностию вашего поведения и поступков».
В Отечественную войну Надежда Дурова командовала полуэскадроном — у нее в подчинении было около 60 всадников. Она участвовала в битве под Смоленском и в Бородинском сражении.
«Адский день! Я едва не оглохла от дикого, неумолкного рева обеих артиллерий. Ружейные пули, которые свистали, визжали, шикали и, как град, осыпали нас, не обращали на себя ничьего внимания; даже и тех, кого ранили, и они не слыхали их: до них ли было нам!..» Надежда Дурова. «Записки кавалерист-девицы»
В Бородинском сражении Надежда Дурова получила закрытую травму ноги. Ее отправили в полевой госпиталь, но нога не кровоточила, и Дурова решила, что не ранена. От острой боли она начала терять сознание и только тогда покинула поле битвы. Из госпиталя Дурову отправили на лечение в Сарапул.
После войны Надежда Дурова поселилась в родительском поместье и «с тоски» начала писать мемуары. Они попали к Александру Пушкину, и поэт опубликовал записи в своем журнале «Современник».
«С неизъяснимым участием прочли мы признания женщины, столь необыкновенной; с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным». Александр Пушкин
Позже первые две части «Записок кавалерист-девицы» были изданы отдельно. Спустя три года Надежда Дурова опубликовала продолжение. Успех у читателей и критиков вдохновил писательницу, она стала сочинять повести и романы. В 1840 году вышло собрание ее сочинений в четырех томах.
Позже Федор Глинка много писал о войне и Бородинском сражении. Еще в полку он слушал солдатские песни и старался стилизовать свои произведения под фольклор. Стихи Глинки, положенные на музыку, стали любимыми полковыми песнями.
«Песнь сторожевого воина перед Бородинскою битвою» была опубликована в «Журнале древней и новой словесности». В ней Федор Глинка описывает Бородино не как место сражения, а как «поле чести». В «Песни» каждый воин становится частью целого, частью всеобъемлющего «мы». Позже этот прием будут использовать многие писатели, в том числе и Михаил Лермонтов в поэме «Бородино».
Надежда Дурова с детства предпочитала верховую езду и военные игры рукоделию и спокойным прогулкам. В 23 года она оставила семью и, переодевшись в мужское платье, направилась в действующую армию. Хрупкую фигуру Дурова скрывала под казачьим мундиром, а женский характер скрыть было сложнее: над скромностью молодого гусара сослуживцы часто подшучивали. «Кавалерист-девицу» родственники вычислили по одному из писем. Они требовали, чтобы Дурова вернулась домой. Об этой истории узнал Александр I и вызвал Надежду Дурову в Петербург. На личной аудиенции император разрешил ей остаться в армии под мужским именем с условием: «И будете называться по моему имени — Александровым! Не сомневаюсь, что вы сделаетесь достойною этой чести отличностию вашего поведения и поступков».
В Отечественную войну Надежда Дурова командовала полуэскадроном — у нее в подчинении было около 60 всадников. Она участвовала в битве под Смоленском и в Бородинском сражении.
«Адский день! Я едва не оглохла от дикого, неумолкного рева обеих артиллерий. Ружейные пули, которые свистали, визжали, шикали и, как град, осыпали нас, не обращали на себя ничьего внимания; даже и тех, кого ранили, и они не слыхали их: до них ли было нам!..»
Надежда Дурова. «Записки кавалерист-девицы»
В Бородинском сражении Надежда Дурова получила закрытую травму ноги. Ее отправили в полевой госпиталь, но нога не кровоточила, и Дурова решила, что не ранена. От острой боли она начала терять сознание и только тогда покинула поле битвы. Из госпиталя Дурову отправили на лечение в Сарапул.
После войны Надежда Дурова поселилась в родительском поместье и «с тоски» начала писать мемуары. Они попали к Александру Пушкину, и поэт опубликовал записи в своем журнале «Современник».
«С неизъяснимым участием прочли мы признания женщины, столь необыкновенной; с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным».
Александр Пушкин
Позже первые две части «Записок кавалерист-девицы» были изданы отдельно. Спустя три года Надежда Дурова опубликовала продолжение. Успех у читателей и критиков вдохновил писательницу, она стала сочинять повести и романы. В 1840 году вышло собрание ее сочинений в четырех томах.