Алихан Нурмухамедович Букейханов – видный общественный и государственный деятель, организатор и лидер национально-демократической партии «Алаш», глава первого казахского правительства Алаш-Орда, учёный-энциклопедист, основоположник казахского краеведения, талантливый публицист. Алихан Букейханов всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе за свободу и политическую самостоятельность казахского народа. Оживление политической жизни в Казахстане начавшаяся в 1905 году связано с первой Российской революции. В 1905 году Алихан Букейханов вступил в конституционно-демократическую партию России (кадеты), провел собрание в Уральске и Семипалатинске с целью организации казахского отделения партии кадетов. Кадетами признавалась культурная автономия, а не государственное самоопределение нации. Главной целью лидеров казахской элиты было создание автономной казахской государственности в составе России.
В 1905 году принял активное участие в массовом антиколониальном выступлении в Каркаралинске, и был одним из составителей петиции, в которой выдвигались политические требования. Букейханов был избран депутатом в Первую Государственную Российскую думу по Семипалатинскому округу, участвовал в составлении документа, названного «Выборгским манифестом», осуждающим роспуск Государтвенной Думы. За активную деятельность против колониальной политики царизма Алихан Букейханов сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара.
В 1907 году выходит царский манифест, «дарующий» народам России относительную политическую свободу. Это событие в России внесло свои коррективы и в деятельность казахской интеллигенции, она энергично берется за создание своих печатных изданий. Так первым изданием становится журнал «Айкап», который печатался на казахском языке (на основе арабской графики). Данное издание освещало все стороны жизни казахского народа. Авторы, собравшиеся вокруг журнала, представляли прогрессивную казахскую интеллигенцию. Важное место на страницах журнала занимало обсуждение аграрного вопроса, авторы пытались донести до сознания рядовых членов казахского общества те законы, на основании которых отчуждались исконно казахские земли, разъясняя при этом цели и планы царизма, предупреждая о том, что отчуждение излишков – только начало жесткой политики Российской империи. А. Букейханов также работал в кадетских газетах «Иртыш», «Омич», «Голос» в качестве редактора.
Что такое формационный и цивилизационный подходы к изучению истории?
Формационный подход к изучению истории является марксистским. В рамках этого подхода общество проходит несколько этапов развития от первобытного и рабовладельческого до феодального, капиталистического и коммунистического. Стимулом для развития служит производство и его качественное изменение.
Цивилизационный подход представляет собой также стадиальное развитие общества. Развитие представляется единым процессом, в котором есть несколько стадий, такие как традиционное общество, переходящее общество (с появлением предпринимательства), стадия сдвига (промышленные революции), стадия зрелости (научно-технический прогресс), эра высокого массового потребления.
Какие стороны исторического процесса они изучить?
Что касается формационного подхода, то он изучить образование классов в историческом процессе. Цивилизационный подход, наоборот, изучает цивилизации. Оба подхода изучают трансформацию общества в истории, его качественные изменения, приобретения. Разница лишь в том, что формационный подход делает фокус на формации, а цивилизационный – на цивилизацию, как единицы исторического процесса. Оба подхода объясняют изменения, которые запечатлела история.
Оживление политической жизни в Казахстане начавшаяся в 1905 году связано с первой Российской революции. В 1905 году Алихан Букейханов вступил в конституционно-демократическую партию России (кадеты), провел собрание в Уральске и Семипалатинске с целью организации казахского отделения партии кадетов. Кадетами признавалась культурная автономия, а не государственное самоопределение нации. Главной целью лидеров казахской элиты было создание автономной казахской государственности в составе России.
В 1905 году принял активное участие в массовом антиколониальном выступлении в Каркаралинске, и был одним из составителей петиции, в которой выдвигались политические требования. Букейханов был избран депутатом в Первую Государственную Российскую думу по Семипалатинскому округу, участвовал в составлении документа, названного «Выборгским манифестом», осуждающим роспуск Государтвенной Думы. За активную деятельность против колониальной политики царизма Алихан Букейханов сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара.
В 1907 году выходит царский манифест, «дарующий» народам России относительную политическую свободу. Это событие в России внесло свои коррективы и в деятельность казахской интеллигенции, она энергично берется за создание своих печатных изданий. Так первым изданием становится журнал «Айкап», который печатался на казахском языке (на основе арабской графики). Данное издание освещало все стороны жизни казахского народа. Авторы, собравшиеся вокруг журнала, представляли прогрессивную казахскую интеллигенцию. Важное место на страницах журнала занимало обсуждение аграрного вопроса, авторы пытались донести до сознания рядовых членов казахского общества те законы, на основании которых отчуждались исконно казахские земли, разъясняя при этом цели и планы царизма, предупреждая о том, что отчуждение излишков – только начало жесткой политики Российской империи. А. Букейханов также работал в кадетских газетах «Иртыш», «Омич», «Голос» в качестве редактора.
Что такое формационный и цивилизационный подходы к изучению истории?
Формационный подход к изучению истории является марксистским. В рамках этого подхода общество проходит несколько этапов развития от первобытного и рабовладельческого до феодального, капиталистического и коммунистического. Стимулом для развития служит производство и его качественное изменение.
Цивилизационный подход представляет собой также стадиальное развитие общества. Развитие представляется единым процессом, в котором есть несколько стадий, такие как традиционное общество, переходящее общество (с появлением предпринимательства), стадия сдвига (промышленные революции), стадия зрелости (научно-технический прогресс), эра высокого массового потребления.
Какие стороны исторического процесса они изучить?
Что касается формационного подхода, то он изучить образование классов в историческом процессе. Цивилизационный подход, наоборот, изучает цивилизации. Оба подхода изучают трансформацию общества в истории, его качественные изменения, приобретения. Разница лишь в том, что формационный подход делает фокус на формации, а цивилизационный – на цивилизацию, как единицы исторического процесса. Оба подхода объясняют изменения, которые запечатлела история.