Культура Киевской Руси Культура Киевской Руси является результатом длительного процесса как внутреннего развития восточнославянского общества, так и внешнего влияния мировой цивилизации. С глубокой древности берет начало устное народное творчество - сказки, легенды, песни. Древнейшими и значительными в культурном отношении являются былины Володимирового цикла, которые создавались в Х-XI вв. и воспевали храбрость богатырей, которые защищали родную землю. Здесь фиксировались память об исторических событиях и отношение к ним. Первыми письменными произведениями в Киевской Руси были летописи - своды записей об исторических событиях, изложенные в хронологической последовательности. Самым древним летописем, который дошел до наших дней, является «Повесть временных лет», созданная в начале XII в. Она сохранилась в Лаврентиивському (1377 г.) и Ипатиевских (начало XV века) списках. Известны также «Киевский летопись» XII века, «Галицко-волынский летопись» XIII вв. Летописи являются основным источником истории Киевской Руси IX-XIII веков. Но кроме них, с письменного наследия можно вспомнить философскую проповедь митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати», «поучения детям» Владимира Мономаха и др. Особое место в древнерусской литературе занимает «Слово о полку Игореве», написанное на основе конкретного исторического факта. Неизвестный автор этого произведения призывал князей забыть междоусобицы и объединиться во имя защиты родной земли. Развитие литературы Киевской Руси был непосредственно связан с распространением образования, созданием библиотек. Уже за Владимира Святославича существовали государственные школы и школа при Софийском соборе. Ярославом Мудрым создается первая известная на Руси библиотека. Значительное развитие получила архитектура. При Владимире Святославиче строится храм Богородицы, который потом назвали Десятинной церковью (на его содержание князь принимал десятую часть доходов своих нефинеев). Она была украшена фресками, мозаикой. В 1037 г. возведен самый большой храм Киевской Руси - Софийский собор. По его образцу в Чернигове строится собор, в Новгороде и Полоцке - Софийский собор. Ярослав Мудрый сооружает в Киеве Золотые ворота. Центрами культуры в Киевской Руси были монастыри. Одним из них был Киево-Печерский монастырь, основанный за Ярослава Мудрого преподобным Антонием, на образец того, который был уже основан в Чернигове. Во всех крупных городах существовали иконописные мастерские. Развивается книжная миниатюра «Остромирове евангелие», написанное в середине XI века, украшенное прекрасными заставками и миниатюрами.Расцветает ювелирное искусство. Киевские мастера владели различными обработки драгоценных металлов - зерна, сканню, перегородчастою эмалью.
Развитие литературы Киевской Руси был непосредственно связан с распространением образования, созданием библиотек. Уже за Владимира Святославича существовали государственные школы и школа при Софийском соборе. Ярославом Мудрым создается первая известная на Руси библиотека. Значительное развитие получила архитектура. При Владимире Святославиче строится храм Богородицы, который потом назвали Десятинной церковью (на его содержание князь принимал десятую часть доходов своих нефинеев). Она была украшена фресками, мозаикой. В 1037 г. возведен самый большой храм Киевской Руси - Софийский собор. По его образцу в Чернигове строится собор, в Новгороде и Полоцке - Софийский собор. Ярослав Мудрый сооружает в Киеве Золотые ворота. Центрами культуры в Киевской Руси были монастыри. Одним из них был Киево-Печерский монастырь, основанный за Ярослава Мудрого преподобным Антонием, на образец того, который был уже основан в Чернигове. Во всех крупных городах существовали иконописные мастерские. Развивается книжная миниатюра «Остромирове евангелие», написанное в середине XI века, украшенное прекрасными заставками и миниатюрами.Расцветает ювелирное искусство. Киевские мастера владели различными обработки драгоценных металлов - зерна, сканню, перегородчастою эмалью.