Задание 1. Как работать со схемами и таблицами
Представьте в виде схемы родственные связи Б. Годунова с родственниками И. Грозного.
Задание 2.
Найдите в дополнительной литературе, интернете информацию о том, как менялся смысл понятия «урочные лета» от его зарождения в 1580-е годы до его утверждения в законодательстве о крепостном праве в XVII веке. Напишите не менее семи предложений.
Задание 3.
Как работать с историческим источником
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
«Известно, что Б. Годунов был в свойстве с Иваном Грозным и последовательно занимал несколько государственных должностей <…> в период с 1570 по 1598 год. Кроме того, он участвовал в деятельности опричного войска. Вскоре после своего воцарения Борис столкнулся с проблемой голода.
В 1601 г. шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы и, по словам современника, «поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех». В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определенного предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более что узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые все же имелись у них дома. Около 127 тыс. человек, умерших от голода, было похоронено в Москве, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства.
Вместе с тем Исаак Масса сообщает, что «…запасов хлеба в стране было больше, чем могли бы его съесть все жители в четыре года… у знатных господ, а также во всех монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его уже погнила от долголетнего лежания, и они не хотели продавать его; и по воле Божией царь был так ослеплен, невзирая на то, что он мог приказать все, что хотел, он не повелел самым строжайшим образом, чтобы каждый продавал свой хлеб».»
Вопрос:
Почему Б. Годунов не обратился к богатым людям с о в ликвидации голода? Выскажите собственную позицию, приведите не менее двух аргументов.
2) Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) , жена флорентийца по имени Франческо дель Джокондо.
3) Потому что так зовут эту женщину.
4) Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель) , яркий представитель типа «универсального человека» (лат. homo universale) — идеала итальянского Ренессанса.
Иван III Васильевич (1440- 1505)
великий князь Московский и Владимирский.
Внутренняя политика:
1) Сформирован централизованный аппарат власти, приказы.
2) Судебник 1497 г. – первый законодательный кодекс единого гос-ва, согласно которому был ограничен крестьянский выход.
3) Развивалось поместное землевладение и сильно возросло политическое значение дворянства.
4) Шла борьба с сепаратизмом удельных князей и боярских родов.
5) Реконструкция московского Кремля.
6) Строительство Ивангорода, сооружения каменных крепостей в Коломне, Туле.
Внешняя политика:
1) Присоединил Ярославское, Ростовское и Тверское княжества, Новгородскую республику и др. территории.
2) Произошло окончательное освобождение Руси в 1480 г. от монголо – татарского ига
3) Вел успешные боевые действия против Великого княжества Литовского, Ливонского ордена и Казанского ханства.
4) Направил военные отряды в Западную Сибирь.
Итоги деятельности:
1) Русское государство увеличилось вдвое
2) Россия официально был объявлен «Третьим Римом».
3) Началось оформление полного титула «Государя всея Руси».
4) Вырос международный авторитет Русского государства
5) Были установлены дипломатические связи с многими западноевропейскими государствами.