Хозяйство саков. Саки северного Кыргызстана занимались главным образом кочевым скотоводством. Жили саки в юртах и землянках. Разводили много овец, двугорбых верблюдов, коров, при к горным условиям лошадей.
Особое внимание уделялось лошадям, так как они занимали важное место в кочевой жизни саков. Не быть на коне, ходить пешим для сака считалось большим позором. Даже детей сажали на коня раньше, чем они начинали ходить.
Саки Ферганы занимались земледелием. В благоприятных для земледелия зонах получила развитие система ирригации. Возделывались пшеница, овес, просо. Для обработки земли использовалась соха с железным наконечником. Зерновые убирали железным серпом, а затем молотили железными цепями. Для хранения зерна выкапывались специальные ямы.
Проблема трансформации ценностей и ценностных ориентаций является одной из центральных проблем не только современной науки, но и современного общества.
В современном постсоветском обществе «…в результате изменения общественного устройства при переходе от административно-командной системы к системе, основанной на рыночных отношениях, произошла стремительная дезинтеграция общественных групп и институтов, утрата личностной идентификации с прежними социальными структурами». Общество вступило в полосу кризиса, охватившего экономическую, социокультурную и политическую сферы, выразившегося в кризисе духовных основ. Активная модернизация экономической и политической сфер и социальной структуры общества на рубеже XX — XXI столетий привела к изменениям в трансляции базовых ценностей , мотиваций и понимания действительности населением страны.
Исследовательница культуры Котлярова В.В. обращает внимание на тот факт, что в условиях кризисного состояния, имеющего комплексный (системный) характер, необходимым компонентом поддержания стабильности общества, началом взаимопонимания и взаимодействия людей выступают традиционные ценности . Соответственно современная реальность характеризуется выдвижением на первый план вопросов духовно-нравственного здоровья нации, воспитания подрастающего поколения на основе традиционных ценностей .
Рассмотрим основные подходы к определению понятия «ценности ». «Ценности — это обобщенные представления людей о целях и средствах их достижения, о нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества».
Исследователи В. Пантин и В. Лапкин определяют ценности как «обобщенные представления людей относительно наиболее значимых целей и норм поведения, которые определяют приоритеты в восприятии действительности, задают ориентации их действиям и поступкам во всех сферах жизни и в значительной мере формируют «жизненный стиль» общества.
По мнению Р. М. Николаева, ценности — это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, красота, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. д., существующие в культуре как ее конкретные явления и артефакты.
О. Н. Савинова рассматривает ценности как «некие значимые для индивида ментальные образования, наиболее полно отвечающие его личным и социальным запросам в условиях конкретного общества».
Таким образом, в современной гуманитарной и социальной науке ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп.
Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений, осознаются и переживаются субъектами как ценностные категории, нормы, цели и идеалы. Ценности обеспечивают интеграцию общества индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Они «передаются от поколения к поколению, благодаря семейному и несемейному воспитанию, а также воздействию литературы, науки, искусства».
Хозяйство саков. Саки северного Кыргызстана занимались главным образом кочевым скотоводством. Жили саки в юртах и землянках. Разводили много овец, двугорбых верблюдов, коров, при к горным условиям лошадей.
Особое внимание уделялось лошадям, так как они занимали важное место в кочевой жизни саков. Не быть на коне, ходить пешим для сака считалось большим позором. Даже детей сажали на коня раньше, чем они начинали ходить.
Саки Ферганы занимались земледелием. В благоприятных для земледелия зонах получила развитие система ирригации. Возделывались пшеница, овес, просо. Для обработки земли использовалась соха с железным наконечником. Зерновые убирали железным серпом, а затем молотили железными цепями. Для хранения зерна выкапывались специальные ямы.
Проблема трансформации ценностей и ценностных ориентаций является одной из центральных проблем не только современной науки, но и современного общества.
В современном постсоветском обществе «…в результате изменения общественного устройства при переходе от административно-командной системы к системе, основанной на рыночных отношениях, произошла стремительная дезинтеграция общественных групп и институтов, утрата личностной идентификации с прежними социальными структурами». Общество вступило в полосу кризиса, охватившего экономическую, социокультурную и политическую сферы, выразившегося в кризисе духовных основ. Активная модернизация экономической и политической сфер и социальной структуры общества на рубеже XX — XXI столетий привела к изменениям в трансляции базовых ценностей , мотиваций и понимания действительности населением страны.
Исследовательница культуры Котлярова В.В. обращает внимание на тот факт, что в условиях кризисного состояния, имеющего комплексный (системный) характер, необходимым компонентом поддержания стабильности общества, началом взаимопонимания и взаимодействия людей выступают традиционные ценности . Соответственно современная реальность характеризуется выдвижением на первый план вопросов духовно-нравственного здоровья нации, воспитания подрастающего поколения на основе традиционных ценностей .
Рассмотрим основные подходы к определению понятия «ценности ». «Ценности — это обобщенные представления людей о целях и средствах их достижения, о нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества».
Исследователи В. Пантин и В. Лапкин определяют ценности как «обобщенные представления людей относительно наиболее значимых целей и норм поведения, которые определяют приоритеты в восприятии действительности, задают ориентации их действиям и поступкам во всех сферах жизни и в значительной мере формируют «жизненный стиль» общества.
По мнению Р. М. Николаева, ценности — это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, красота, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. д., существующие в культуре как ее конкретные явления и артефакты.
О. Н. Савинова рассматривает ценности как «некие значимые для индивида ментальные образования, наиболее полно отвечающие его личным и социальным запросам в условиях конкретного общества».
Таким образом, в современной гуманитарной и социальной науке ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп.
Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений, осознаются и переживаются субъектами как ценностные категории, нормы, цели и идеалы. Ценности обеспечивают интеграцию общества индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Они «передаются от поколения к поколению, благодаря семейному и несемейному воспитанию, а также воздействию литературы, науки, искусства».