Алексе́й Миха́йлович Тиша́йший — второй русский царь из династии Романовых.
«Тишайший»— почётный титул латиноязычного происхождения, означающий «тишину» (спокойствие, благоденствие) в стране во время правления государя. К качествам характера Алексея Михайловича отношения не имеет. Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли 17 век – «бунташным веком» . Самозванцы и мятежники по тогдашней терминологии - "развратники тишины". Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось» .
Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» - это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр.
Для Киевской Руси был характерен высокий, по средневековым меркам, уровень развития культуры.Славянская письменность, алфавит, созданные Кириллом и Мефодием во второй половине IX в., уже в X в. распространяются на Руси. Так, договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках - греческом и славянском. В начале XI в. грамотность проникает в среду феодалов. Особенно яркой в этом отношении была личность Ярослава Мудрого. Он создал княжеские мастерские по переписке книг, собрал большую библиотеку в Софийском соборе Киева. Об уровне образования жителей Киевской Руси свидетельствуют новгородские берестяные грамоты. К XI в. относятся первые дошедшие до нас древнерусские книги - "Изборники”, сделанные для сына Ярослава Мудрого. Зарождается древнерусская литература. Возникает летописание - древнейший летописный свод "Повесть временных лет” создан около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Он был не только летописцем, но и талантливым писателем - "Жития Феодосия”, основателя Киево-Печерской обители, а также "Чтения о житии и о погублении Святых Бориса и Глеба”. Патриотические чувства проявились в деятельности Илариона, первого киевского митрополита из славян. В своем "Слове о законе и благодати” он восхваляет не только князя Владимира, но и красоту русской земли. Выдающимся памятникам древнерусского литературного творчества является "Слово о полку Игореве”. Это произведение посвящено походу новго-род-северского князя Игоря на половцев в 1185 г. Основная идея автора этого произведения - необходимость единения русских земель, преодоления междоусобиц. Новая тема возникла в русской письменности в связи с Батыевым нашествием. Первый отклик на это бедствие -"Слово о погибели Русской земли”. Свидетелем нашествия был неизвестный автор "Повести о разорении Рязани Батыем”. В этих произведениях слышен призыв к сопротивлению неприятелю. Устное творчество. Необходимо отметить, что культура Киевской Руси включает не только христианские (византийские) традиции, но и более древние - языческие. Основу этих древних культурных традиций составляло устное творчество (фольклор). Больше всего сведений сохранилось о былинах, в которых нашли отражение конкретные исторические факты и персонажи. Наиболее известным является героический былинный цикл, воспевающий народных героев, защитников Руси - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича и др. Развитие устного творчества никогда не прерывалось и на протяжении веков было одним из немногих светских факторов влияния на развитие культуры. Архитектура. К сожалению, многие памятники архитектуры Киевской Руси не сохранились. Каменное строительство началось на Руси в конце X в., после принятия христианства. У восточных славян не было опыта возведения каменных построек, поэтому первые каменные здания созданы византийскими мастерами. Большинство памятников древнерусского зодчества - церкви. Как же был устроен храм тех времен? В сознании наших предков он олицетворял вселенную. Не случайно на главках церквей нередко изображали звезды на синем фоне. Под куполом-небом разворачивалось литургическое действо. Византийская традиция была связана с крестово-купольной конструкцией церковных сооружений - это два свода, которые пересекаются под прямым углом (в плане эти своды образуют крест). На месте пересечения сводов водружался купол на световом барабане. Своды и купола поддерживались арками на мощных столбах. Чем обширнее храм, тем больше в нем было опорных столбов. В Киевской Софии было более 40 внутренних опор. Храм делился на нефы. Верхние части стен храма снаружи завершались полукруглыми закомарами. Венчали храм купола. Их форма в русском зодчестве менялась. В Киевской Руси купола были яйцевидные (заимствованные из Византии, примеры - Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве ) и шлемовидные (Новгородская София). Храм всегда ставился алтарем на восток. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам - полукруглым выступам, где размещается алтарь. В древней Руси был распространен так называемый перспективный портал - несколько вставленных друг в друга и уходящих вглубь стен арок на колоннах. В 989 г. князь Владимир I заложил в Киеве Десятинную церковь - это был первый опыт каменного строительства на Руси. При Ярославе Мудром был построен сохранившийся до наших дней Софийский собор в Киеве. В это же время храмы, посвященные святой Софии, были построены в Новгороде и Полоцке. В качестве основного строительного материала использовался тонкий кирпич - плинфа, а раствор, скреплявший эту плинфу, был необычайно прочным.Иной характер имела архитектура Ростово-Суздальской земли, где главным строительным материалом был белый известняк. Особого размаха строительство достигло здесь при Андрее Боголюбском. Во Владимире были воздвигнуты Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота и др. Шедевром древнерусской архитектуры Северо-Восточной Руси считается церковь Покрова на Нерли. Для архитектуры этой части Руси характерна резьба по камню (выступающие пилястры, барельефы)
«Тишайший»— почётный титул латиноязычного происхождения, означающий «тишину» (спокойствие, благоденствие) в стране во время правления государя. К качествам характера Алексея Михайловича отношения не имеет.
Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли 17 век – «бунташным веком» . Самозванцы и мятежники по тогдашней терминологии - "развратники тишины".
Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось» .
Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» - это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя.
И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр.
Устное творчество. Необходимо отметить, что культура Киевской Руси включает не только христианские (византийские) традиции, но и более древние - языческие. Основу этих древних культурных традиций составляло устное творчество (фольклор). Больше всего сведений сохранилось о былинах, в которых нашли отражение конкретные исторические факты и персонажи. Наиболее известным является героический былинный цикл, воспевающий народных героев, защитников Руси - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича и др. Развитие устного творчества никогда не прерывалось и на протяжении веков было одним из немногих светских факторов влияния на развитие культуры.
Архитектура. К сожалению, многие памятники архитектуры Киевской Руси не сохранились. Каменное строительство началось на Руси в конце X в., после принятия христианства. У восточных славян не было опыта возведения каменных построек, поэтому первые каменные здания созданы византийскими мастерами. Большинство памятников древнерусского зодчества - церкви. Как же был устроен храм тех времен? В сознании наших предков он олицетворял вселенную. Не случайно на главках церквей нередко изображали звезды на синем фоне. Под куполом-небом разворачивалось литургическое действо. Византийская традиция была связана с крестово-купольной конструкцией церковных сооружений - это два свода, которые пересекаются под прямым углом (в плане эти своды образуют крест). На месте пересечения сводов водружался купол на световом барабане. Своды и купола поддерживались арками на мощных столбах. Чем обширнее храм, тем больше в нем было опорных столбов. В Киевской Софии было более 40 внутренних опор. Храм делился на нефы. Верхние части стен храма снаружи завершались полукруглыми закомарами. Венчали храм купола. Их форма в русском зодчестве менялась. В Киевской Руси купола были яйцевидные (заимствованные из Византии, примеры - Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве ) и шлемовидные (Новгородская София). Храм всегда ставился алтарем на восток. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам - полукруглым выступам, где размещается алтарь. В древней Руси был распространен так называемый перспективный портал - несколько вставленных друг в друга и уходящих вглубь стен арок на колоннах.
В 989 г. князь Владимир I заложил в Киеве Десятинную церковь - это был первый опыт каменного строительства на Руси. При Ярославе Мудром был построен сохранившийся до наших дней Софийский собор в Киеве. В это же время храмы, посвященные святой Софии, были построены в Новгороде и Полоцке. В качестве основного строительного материала использовался тонкий кирпич - плинфа, а раствор, скреплявший эту плинфу, был необычайно прочным.Иной характер имела архитектура Ростово-Суздальской земли, где главным строительным материалом был белый известняк. Особого размаха строительство достигло здесь при Андрее Боголюбском. Во Владимире были воздвигнуты Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота и др. Шедевром древнерусской архитектуры Северо-Восточной Руси считается церковь Покрова на Нерли. Для архитектуры этой части Руси характерна резьба по камню (выступающие пилястры, барельефы)