Заповнивши пропуски, відновіть текст. Від кінця 1905р. з’явились Українські періодичні видання. Першої українськомовної газетою стало видання братів Шеметів У Либнах 1). Від 1 січня 1906р. почала виходити щоденна українськомовна газета 2). ( згодом — <<рада >>).
А 1) << Громадська думка ; 2) << Хлібороб >>
Б 1) <<Хлібороб>> ; 2) << Громадська думка >>
В 1) << ДІло>>; 2) <<Громадська думка>>
Первые признаки неблагополучия государства были сопряжены с военными поражениями турок: в 1571г. в морском сражении при Лепанто европейцами был уничтожен весь турецкий флот, неудачей закончилась вторая осада Вены в 1683 г. Поражали и размеры расточительства султанского двора — только гарем великого везира Кара Мустафы Кепрюлю, сопровождавший его в походе на Вену, состоял из 1500 рабов, 1500 наложниц и 700 евнухов, которые требовали соответствующего содержания. Шестнадцатилетняя война с государствами Священной лиги окончательно истощила Османскую империю. К началу ХVIII в. она уже не могла продолжать в прежнем объеме завоевательную политику. Изменилась армия, янычары стали заниматься ремеслом и торговлей, европейские купцы получили льготы на основе торговых соглашений (капитуляций). Города сотрясали восстания низов и янычарские бунты. В среде столичной бюрократической элиты прорастали семена сомнений в непоколебимости и правильности прежней системы. Султанские сановники стали собирать сведения о жизни Европы. Началась «эпоха тюльпанов» — «ляле деври» (1717–1730), в годы которой в Османскую империю стала поступать информация о состоянии европейской науки и культуры, открывались новые посольства и налаживались контакты с европейцами. Это был период строительства роскошных зданий, создания парков по европейскому образцу, пиров, пышных праздников и бесконечных увеселений. Символом эпохи стал один из самых популярных на Востоке цветков — тюльпан. В Персии, где его нежную прелесть оценили впервые, этот цветок называли «дюльбаш» — за его сходство с турецкой чалмой. (Отсюда произошло и слово «тюрбан».) Турки же называли его «ляле», что было созвучно имени Бога — «Аллах» и добавляло цветку некий сакральный оттенок. В Стамбуле ежегодно справлялся праздник тюльпанов. Особенно торжественно его праздновали в султанском дворце, который в этот день принимал феерический вид. Все сады его и залы украшались бесчисленным множеством причудливо развешанных разноцветных фонариков в форме тюльпанов. Их зажигали вечером, и они сияли тысячами огоньков. На дорожки садов, окружавших дворец, и на траву лужаек выпускали черепах, на панцирях которых были укреплены небольшие масляные светильники. Зрелище казалось волшебным и сказочным. Дорожки садов устилались драгоценными пестрыми коврами. В воздухе разливался запах благовоний. На самых видных местах размещались композиции из наиболее изысканных, красивых и редких видов тюльпанов, удивительная форма и неповторимые цвета которых должны были вызывать восхищение и восторг. В потайных уголках сада всю ночь звучали мотивы, которые исполняли небольшие оркестры. Обитательницам султанского гарема в праздник тюльпанов предоставлялся счастливый случай оказаться на глазах своего повелителя. Они старались обратить внимание султана на особо красивые цветы и соревновались между собой, придумывая тюльпанам поэтические названия. Заканчивался праздник богатым угощением, состоявшим из восточных сладостей и традиционных напитков. Пир сопровождался танцами, пением и музыкой.
Во второй половине ХVIII в. обострились отношения с Россией. Императрица Екатерина II была инициатором плана изгнания турок с европейских территорий и раздела «османского наследства», что и явило миру так называемый Восточный вопрос. Он оставался в центре политики европейских держав и Турции на протяжении всего последующего ХIХ в. Война с Россией 1768–1774 гг. продемонстрировала техническую и тактическую отсталость турецкой армии. По итогам Кючук-Кайнарджийского мира (1774) Османская империя уступила территорию Крымского ханства, которая позже была присоединена к России.