Спешу сообщить вам радостную весть. Враг бежит наш фронт перешел в наступление и раньше, чем вы получите это письмо, вы узнаете о наших новых успехах. Как приятно шагать по освобожденной земле, чувствовать, что каждый твой шаг, это новый кусочек освобожденной украинской земли, что не даром ты мок под дождем, дрожал от холода. Приятное зрелище брошенных врагом машин, орудий. В одной деревеньке, недалеко от той, где стояли мы, фриц бросил около 500 автомашин, склады, вооружение.
В нашей он тоже оставил порядочно добра. У всех ребят карманы набиты фрицевским табачком. Жуем немецкие галеты. Я сегодня все утро копался в бумагах какого-то немецкого штаба. Но ничего полезного не обнаружил, взял только папиросной тоненькой бумажки на курево, да нашел две хорошие резинки. Правда, захватил два тюбика концентрата, которого я обнаружил целый ящик. Пришел, развел фрицевскую печку (величиной с портсигар, а топится таблетками сухого спирта) и через 5 минут суп был готов. Но он мне не понравился. Вылил.
Вечером обнаружили горящий склад с консервами, брошенный немцами. Бросились консервы. Но так и не удалось ни одной баночки. Зато табачку и сигарет набрали порядочно. Немец бежит в панике – прямо буквально. Не знает, где фронт, где наши, а мы как снег на голову. В общем, победа наша. Теперь немцы уже чувствуют на своей шкуре все плоды войны. В общем, хорошо.
Скоро, наверное, возьмем большую станцию с эдаким священным названием, мы от нее стоим в 15 километрах. А танки наши на фланге прорвались к самой станции. В общем, живем хорошо. Так далеко отскочили от своего командования, что рации не берут, поэтому ходили с Алешкой Сидоровым (его часть стоит рядом с нами) целый день по селу, собираем трофеи. Все ищем немецкую радиостанцию, а нам говорят, в соседнем селе их 20 штук разобрали. Завтра пойдем туда.
Ну, в общем, смотрите газеты. Скоро все там будет. Получил письмо от тети Сони. Решил отправить им денег. В конце февраля вышлю им и немного вам, по 200 руб. Ну, все. Крепко всех целую. Маму, Борьку, Танюху. Передавайте привет всем, всем! февраль 1944 года
Ш. Ш. Уалиханов — одна из замечательных личностей в среде казахского народа в дореволюционный период демократ, путешественник, этнограф, филолог. Появление на исторической арене такого всестороннего ученого и передового человека совпало с важным этапом истории казахского народа — оживлением развития производительных сил Казахстана и углублением его столетнего экономического и культурного общения с Россией.
Огромное значение Ш. Уалиханова для нашей отечественной науки еще в XIX веке было обще известным. Профессор Н. И. Веселовский говорил: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения Шокан Шынгысович Уалиханов: русские ориенталисты единодушно признали в лице его феноменальное явление». Ученый и путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский считал Уалиханова одним из «самых людей из национальных окраин». Исследователь Азии Г. Н. Потанин писал: «В среде казахов не найдется ни одного, за которым было бы признать значение, равное с Шоканом». Современники Уалиханова называли его «гениальным молодым человеком», честнейшей и чистейшей личностью». Жизнь и деятельность. Шокан Уалиханов (полное его имя Мухаммед-Ханафия, Шокан — прозвище, данное матерью) родился в ноябре 1835 года в урочище Кушмурун Кокшетауской (ныне — Северо-Казахстанская) области, в семье старшего султана — правителя Шынгыса Уалиханова, впоследствии получившего чин полковника, одного из влиятельных, образованных для своего времени людей. Бабушка Шокана была умной, образованной, знавшей несколько языков женщиной. Она оказала большое влияние на духовное развитие Шокана Уалиханова. Светлые воспоминания о бабушке — наставнице, носи-теаышпе лучших традиций народа, обычаев — Шокан сохранил на всю жизнь. Он записал ряд памятных встреч с ней. Будучи уже офицером особых поручений при генерал-губернаторе Западной Сибири, Шокан, получив сообщение о смерти Айганым, специально поехал в Сырымбет,чтобы попрощаться и проводить ее в последний путь»,— писал один из исследователей жизни и деятельности ученого академик Академии наук Казахстана А. X. Маргулан.
После получения первоначального обучения в ауле Шокан в 1847—1853 годах учился в Сибирском кадетском корпусе в г. Омске.
Кадетский корпус — дореволюционное закрытое военное учебное заведение преимущественно для детей офицеров, основанное в 1730-х годах. В стенах этого учебного заведения будущий ученый получил первые знания, которые формированию личности Ш. III. Уалиханова, его мировоззрен-ческой платформы. Такая жажда знаний и настойчивость в приобретении их для казахов того времени само по себе было незаурядным, многозначащим явлением.
На работу в корпусе были приглашены опытные препода-ватели, среди которых были люди, испытавшие влияние русской передовой общественной мысли, такие как капитан И. В. Ждан-Пушкин, Н. Ф. Костылецкий, друг юности Н. Г. Чернышевского, В. П. Лабодовский, Гансевский. В бытность Ш. Ш. Уалиханова в Омске он общался с образованными людьми города.
В корпусе Уалиханов проявил в изучении географии, истории, литературы. Он много и вдумчиво читает, как отмечается в ряде воспоминаний современников. Уже тогда он записывал произведения казахского фольклора, изучал историческую топографию некоторых районов Степи, делал чертежи и зарисовки архитектурных памятников. Знаменитый путешественник Г. Н. Потанин, учившийся вместе с Шоканом в корпусе, вспоминает: «Мечта уносила Уалиханова в загадочную даль, в экскиргизские страны, к подошвам Тянь-Шаня, в Тибет... Он еще на школьной скамье готовился к роли путешественника, перечитывал Палласа, Рычкова, Левшина, Вельяминова-Зернова и массу других книг. Шокану было только 14-15 лет, когда преподаватели корпуса на него смотрели как на будущего исследователя и, может быть, ученого».
Большое значение для формирования общественно-политических взглядов Уалиханова имело его знакомство с представителями передовой демократической интеллигенции — поэтом С. Ф. Дуровым, писателем Ф. М. Достоевским, в то время отбывавшим ссылку в Омске и Семипалатинске.
Трогательна была дружба Уалиханова с Достоевским. В одном из писем Достоевский писал:«... Я так Вас люблю, что мечтаю о Вас и о судьбе Вашей по целым дням. Конечно, в мечтах я устраивал и лелеял судьбу Вашу. Но среди мечтаний была одна действительность: это то, что Вы первый из Вашего племени, достигший образования европейского. Уж один этот случай поразителен, и сознание о нем невольно налагает на Вас и обязанности... Судьба же Вас сделала вдобавок превосходнейшим человеком, дала Вам и
Здравствуйте, мои дорогие!
Спешу сообщить вам радостную весть. Враг бежит наш фронт перешел в наступление и раньше, чем вы получите это письмо, вы узнаете о наших новых успехах. Как приятно шагать по освобожденной земле, чувствовать, что каждый твой шаг, это новый кусочек освобожденной украинской земли, что не даром ты мок под дождем, дрожал от холода. Приятное зрелище брошенных врагом машин, орудий. В одной деревеньке, недалеко от той, где стояли мы, фриц бросил около 500 автомашин, склады, вооружение.
В нашей он тоже оставил порядочно добра. У всех ребят карманы набиты фрицевским табачком. Жуем немецкие галеты. Я сегодня все утро копался в бумагах какого-то немецкого штаба. Но ничего полезного не обнаружил, взял только папиросной тоненькой бумажки на курево, да нашел две хорошие резинки. Правда, захватил два тюбика концентрата, которого я обнаружил целый ящик. Пришел, развел фрицевскую печку (величиной с портсигар, а топится таблетками сухого спирта) и через 5 минут суп был готов. Но он мне не понравился. Вылил.
Вечером обнаружили горящий склад с консервами, брошенный немцами. Бросились консервы. Но так и не удалось ни одной баночки. Зато табачку и сигарет набрали порядочно. Немец бежит в панике – прямо буквально. Не знает, где фронт, где наши, а мы как снег на голову. В общем, победа наша. Теперь немцы уже чувствуют на своей шкуре все плоды войны. В общем, хорошо.
Скоро, наверное, возьмем большую станцию с эдаким священным названием, мы от нее стоим в 15 километрах. А танки наши на фланге прорвались к самой станции. В общем, живем хорошо. Так далеко отскочили от своего командования, что рации не берут, поэтому ходили с Алешкой Сидоровым (его часть стоит рядом с нами) целый день по селу, собираем трофеи. Все ищем немецкую радиостанцию, а нам говорят, в соседнем селе их 20 штук разобрали. Завтра пойдем туда.
Ну, в общем, смотрите газеты. Скоро все там будет. Получил письмо от тети Сони. Решил отправить им денег. В конце февраля вышлю им и немного вам, по 200 руб. Ну, все. Крепко всех целую. Маму, Борьку, Танюху. Передавайте привет всем, всем!
февраль 1944 года
Ш. Ш. Уалиханов — одна из замечательных личностей в среде казахского народа в дореволюционный период демократ, путешественник, этнограф, филолог. Появление на исторической арене такого всестороннего ученого и передового человека совпало с важным этапом истории казахского народа — оживлением развития производительных сил Казахстана и углублением его столетнего экономического и культурного общения с Россией.
Огромное значение Ш. Уалиханова для нашей отечественной науки еще в XIX веке было обще известным. Профессор Н. И. Веселовский говорил: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения Шокан Шынгысович Уалиханов: русские ориенталисты единодушно признали в лице его феноменальное явление». Ученый и путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский считал Уалиханова одним из «самых людей из национальных окраин». Исследователь Азии Г. Н. Потанин писал: «В среде казахов не найдется ни одного, за которым было бы признать значение, равное с Шоканом». Современники Уалиханова называли его «гениальным молодым человеком», честнейшей и чистейшей личностью». Жизнь и деятельность. Шокан Уалиханов (полное его имя Мухаммед-Ханафия, Шокан — прозвище, данное матерью) родился в ноябре 1835 года в урочище Кушмурун Кокшетауской (ныне — Северо-Казахстанская) области, в семье старшего султана — правителя Шынгыса Уалиханова, впоследствии получившего чин полковника, одного из влиятельных, образованных для своего времени людей. Бабушка Шокана была умной, образованной, знавшей несколько языков женщиной. Она оказала большое влияние на духовное развитие Шокана Уалиханова. Светлые воспоминания о бабушке — наставнице, носи-теаышпе лучших традиций народа, обычаев — Шокан сохранил на всю жизнь. Он записал ряд памятных встреч с ней. Будучи уже офицером особых поручений при генерал-губернаторе Западной Сибири, Шокан, получив сообщение о смерти Айганым, специально поехал в Сырымбет,чтобы попрощаться и проводить ее в последний путь»,— писал один из исследователей жизни и деятельности ученого академик Академии наук Казахстана А. X. Маргулан.
После получения первоначального обучения в ауле Шокан в 1847—1853 годах учился в Сибирском кадетском корпусе в г. Омске.
Кадетский корпус — дореволюционное закрытое военное учебное заведение преимущественно для детей офицеров, основанное в 1730-х годах. В стенах этого учебного заведения будущий ученый получил первые знания, которые формированию личности Ш. III. Уалиханова, его мировоззрен-ческой платформы. Такая жажда знаний и настойчивость в приобретении их для казахов того времени само по себе было незаурядным, многозначащим явлением.
На работу в корпусе были приглашены опытные препода-ватели, среди которых были люди, испытавшие влияние русской передовой общественной мысли, такие как капитан И. В. Ждан-Пушкин, Н. Ф. Костылецкий, друг юности Н. Г. Чернышевского, В. П. Лабодовский, Гансевский. В бытность Ш. Ш. Уалиханова в Омске он общался с образованными людьми города.
В корпусе Уалиханов проявил в изучении географии, истории, литературы. Он много и вдумчиво читает, как отмечается в ряде воспоминаний современников. Уже тогда он записывал произведения казахского фольклора, изучал историческую топографию некоторых районов Степи, делал чертежи и зарисовки архитектурных памятников. Знаменитый путешественник Г. Н. Потанин, учившийся вместе с Шоканом в корпусе, вспоминает: «Мечта уносила Уалиханова в загадочную даль, в экскиргизские страны, к подошвам Тянь-Шаня, в Тибет... Он еще на школьной скамье готовился к роли путешественника, перечитывал Палласа, Рычкова, Левшина, Вельяминова-Зернова и массу других книг. Шокану было только 14-15 лет, когда преподаватели корпуса на него смотрели как на будущего исследователя и, может быть, ученого».
Большое значение для формирования общественно-политических взглядов Уалиханова имело его знакомство с представителями передовой демократической интеллигенции — поэтом С. Ф. Дуровым, писателем Ф. М. Достоевским, в то время отбывавшим ссылку в Омске и Семипалатинске.
Трогательна была дружба Уалиханова с Достоевским. В одном из писем Достоевский писал:«... Я так Вас люблю, что мечтаю о Вас и о судьбе Вашей по целым дням. Конечно, в мечтах я устраивал и лелеял судьбу Вашу. Но среди мечтаний была одна действительность: это то, что Вы первый из Вашего племени, достигший образования европейского. Уж один этот случай поразителен, и сознание о нем невольно налагает на Вас и обязанности... Судьба же Вас сделала вдобавок превосходнейшим человеком, дала Вам и