36. Белгілі суретші Ағымсалы Дүзелхановтың «Аңшылы • Сурет несімен қызықтырды? Суретті көріп қандай сезім бил болдың? Ойыңмен бөліс. • Сурет бойынша қысқа мәтін құрастыр. Оны айтуға д йындал. • Құрастырған мәтініңді жаз. Жазғаныңды тексер.
Жақсы екен ғой Алматым,Алтын үйек астанам.Осы екен ғой жаннатыңАтам қазақ аңсаған.Келдім сені сағынып,Алтын ұям - Алматым.Кең көшеңде басар нықМен бір ақын солдатың.От пен темір сайысқанКелдім майдан төрінен.Жер құшам деп көр құшқанЖауды жеңіп келдім мен.Сағынышын солдаттыңСен сұрама, мен айтпан.Кетті шығып бір ұшқынКеудемдегі шыңайттан.Күлкі-жасы аралас,Ақын да бір жас бала.Тербет өзің, мауқын бас,Алтын бесік - астана.Жүрмін жортып қызықтап,Көше қоймай баспаған.Сыбырлайды жапырақ,Жалт қарайды тас маған.Өкпе, назға - манафест,Жатыр құшып достарым.Сары алтын күн, думан кеш,Қанар емес құмарым.Ән мен күйді сапырғанСал домбыра- сал ожау;Сабырлы оймен отырғанБір қария Алатау.Неткен сұлу өмір ең!Қарай берем үңіліп.Ғажайып бір мейірменКелешегің тұр күліп.Жақсы екен ғой АлматымАлтын тулы астанам.Осы екен ғой жаннатыңАтам қазақ аңсаған.
Жетыге́н — казахский древний семиструнный щипковый инструмент[1], напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было ни верхней деки, ни колков. Струны натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Позднее верхняя часть жетыгена была накрыта деревянной декой. Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки, выполнявшие роль колков. Передвигая их, можно было подстраивать струну. Если асыки сближали, строй повышался, раздвигали — понижался[1].В глубокой древности в одном ауле жил старик. Было у него семь сыновей. Однажды холодной зимой из-за джу́та (массовый падёж скота вследствие гололедицы) люди остались без еды, и в доме старика поселилось горе. Смерть одного за другим унесла всех сыновей. После смерти старшего сына Кании убитый горем старик выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и поставив под неё подставку[1], исполнил кюй «Карагым» («Родной мой»), после смерти второго сына Тореалыма старый отец натягивает вторую струну и импровизирует кюй «Канат сынар» («Разбитое крыло»), третьему сыну Жайкелды он слагает кюй «Кумарым» («Любимый мой»); четвёртому, Бекену, посвящается кюй «От сонер» («Погасшее пламя»), пятому сыну Хауасу сочиняет «Бакыт кошти» («Утерянное счастье»), шестому сыну Жулзару — «Кун тутылды» («Затмившееся солнце»). После утраты последнего младшего сына Кияса старик натягивает седьмую струну и исполняет кюй «Жети баламнан айрылып куса болдым» («Горе от утраты семи сыновей»).Извлекая из инструмента звуки полные скорби, исполнитель в различных по характеру мелодиях показывает образы своих детей. Эти импровизированные мелодии получили дальнейшее развитие и дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием «Жетыгеннын жетеуы» («Семь кюев жетыгена»).В настоящее время в фольклорных ансамблях используется реконструированный жетыген, в котором для расширения диапазона увеличили число струн до 15[1]. Настройка струн производится колками и передвижением подставок. Жетыген отличается мягким, певучим звучанием.
Нашла только это.