в xix в. началось широкомасштабное изучение истории и культуры народов северного кавказа, в том числе адыгов и . именно тогда.начинается изучение устного народного творчества - богатейшего культурного наследия наших народов.
первые адыгские и просветители развернули беспрецедентную и нелегкую работу по сбору образцов устного народного творчества. неоценимую помощь им оказали представители передовой интеллигенции, которые бывали на кавказе. они не только оказывали теоретическую, горской интеллигенции, но также содействовали обработке и опубликованию собранных материалов. фактически все собранные материалы печатались в центральных и краеведческих изданиях. в таких периодических печатных органах, как « вестник», «библиотека для чтения» и в специально учрежденных кавказских изданиях - «сборнике материалов для описания местностей и племен кавказа», «сборнике сведений о кавказских горцах», «терском сборнике», «кавказском сборнике», газетах «кавказ», «терские ведомости», «ставропольские губернские ведомости» и др.
печатались нартские сказания, легенды, сказки, песни и другие жанры устного народного творчества горцев северного кавказа. им и мировая общественность ознакомилась с неповторимой культурой горцев. устное народное творчество адыгов и занимает исключительно важное место в их духовной культуре. оно являлось не одно столетие единственным и самым важным «инструментом» воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и отваги. через героический нартский эпос, сказки, сказания, легенды, пословицы и поговорки прослеживаются основные этапы народа. в фольклоре адыгов и отражены их видение окружающей природы, их взаимоотношений с другими . в устном народном творчестве перед нами предстают не только легендарные герои, но и реальные личности, которые играли важную роль в судьбе своего народа. эти герои не одно столетие служили примером в воспитании подрастающего поколения. в фольклоре отображены не только основные вехи народа, но и народная мудрость, и его талант
1-тапсырма. Мәтінді мұқият оқы. Мәтін бойынша диалог құрастыр.
(4 сұрақ)
Адамның атының сүйкімді болуы – зор бақыт. Мысалы: Мұрат, Болат, Ербол, Бақыт деген аттарды алып қарандаршы. Айтуға ыңғайлы, әрі жағымды. Майқанова тәтейше айтқанда – жоғары идеялы есімдер. Мұндайлар атын мақтаныш етіп, көтеріңкі дауыспен айтады. Ал естуге қолайсыз есімдер де бар. Өзге түгел, өзіңе де ұнамайды. Қолдан келсе, өзгертіп алар едің - ау! Жарайды, өкініш жоқ, турасын айталық. Менің атым-Қожа. Көріп отырсыздар, керемет ат емес. Шынымды айтсам, о баста Қожаберген еді. Туу куәлігінде солай жазылған. Сонымен ес білгелі Қожамын. Ауылдың бәрі солай атайды. Біз бір класта екі Қожамыз.
в xix в. началось широкомасштабное изучение истории и культуры народов северного кавказа, в том числе адыгов и . именно тогда.начинается изучение устного народного творчества - богатейшего культурного наследия наших народов.
первые адыгские и просветители развернули беспрецедентную и нелегкую работу по сбору образцов устного народного творчества. неоценимую помощь им оказали представители передовой интеллигенции, которые бывали на кавказе. они не только оказывали теоретическую, горской интеллигенции, но также содействовали обработке и опубликованию собранных материалов. фактически все собранные материалы печатались в центральных и краеведческих изданиях. в таких периодических печатных органах, как « вестник», «библиотека для чтения» и в специально учрежденных кавказских изданиях - «сборнике материалов для описания местностей и племен кавказа», «сборнике сведений о кавказских горцах», «терском сборнике», «кавказском сборнике», газетах «кавказ», «терские ведомости», «ставропольские губернские ведомости» и др.
печатались нартские сказания, легенды, сказки, песни и другие жанры устного народного творчества горцев северного кавказа. им и мировая общественность ознакомилась с неповторимой культурой горцев. устное народное творчество адыгов и занимает исключительно важное место в их духовной культуре. оно являлось не одно столетие единственным и самым важным «инструментом» воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и отваги. через героический нартский эпос, сказки, сказания, легенды, пословицы и поговорки прослеживаются основные этапы народа. в фольклоре адыгов и отражены их видение окружающей природы, их взаимоотношений с другими . в устном народном творчестве перед нами предстают не только легендарные герои, но и реальные личности, которые играли важную роль в судьбе своего народа. эти герои не одно столетие служили примером в воспитании подрастающего поколения. в фольклоре отображены не только основные вехи народа, но и народная мудрость, и его талант
1-тапсырма. Мәтінді мұқият оқы. Мәтін бойынша диалог құрастыр.
(4 сұрақ)
Адамның атының сүйкімді болуы – зор бақыт. Мысалы: Мұрат, Болат, Ербол, Бақыт деген аттарды алып қарандаршы. Айтуға ыңғайлы, әрі жағымды. Майқанова тәтейше айтқанда – жоғары идеялы есімдер. Мұндайлар атын мақтаныш етіп, көтеріңкі дауыспен айтады. Ал естуге қолайсыз есімдер де бар. Өзге түгел, өзіңе де ұнамайды. Қолдан келсе, өзгертіп алар едің - ау! Жарайды, өкініш жоқ, турасын айталық. Менің атым-Қожа. Көріп отырсыздар, керемет ат емес. Шынымды айтсам, о баста Қожаберген еді. Туу куәлігінде солай жазылған. Сонымен ес білгелі Қожамын. Ауылдың бәрі солай атайды. Біз бір класта екі Қожамыз.
Объяснение: