Французский глагол, от которого происходит слово «гравюра», означает «вырезать». Это вид графического искусства, печатное воспроизведение рисунка, вырезанного и вытравленного на металлической или деревянной доске. Особенностью гравюры является возможность ее тиражирования. С одной доски, награвированной художником, можно напечатать большое количество равноценных оттисков (эстампов); все они будут авторскими произведениями в отличие от рисунка, который существует только в единственном числе. Материал доски и гравирования определяют характерные особенности и влияют на стилистику изображения. По характеру обработки печатной формы (доски) и печати различают выпуклую и углубленную гравюры. К гравюре относят и литографию. Доска для выпуклой гравюры готовится следующим образом. На хорошо отполированную поверхность доски из твердых пород дерева (груша, пальма, самшит) наносится карандашом, пером или кистью рисунок, затем штихелем гравер удаляет места, которые в оттисках должны быть белыми, оставляя штрихи и черные пятна. Получается выпуклое изображение, на него валиком накатывают краску и, приложив бумагу, с силой придавливают ее на станке или притирают вручную. Таким образом получают на ней оттиск. Комбинации штрихов разной толщины создают тон любой насыщенности. К выпуклой гравюре относятся ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра (гравюра на линолеуме; см.Вы печатаете линогравюру внизу страницы). В углубленной гравюре рисунок резцом или кислотой углубляется в металлической пластине (из меди, стали или цинка), краска забивается тампоном в углубления, поверхность доски вытирается начисто и на нее накладывается увлажненная бумага. Печатают на станке при сильном давлении, необходимом для того, чтобы бумага вдавилась в углубление и, коснувшись краски, «приняла» ее вплоть до самых мелких штрихов.
Э. Делакруа. Иллюстрация к трагедии У. Шекспира «Гамлет». 1835. Автолитография. К углубленной гравюре относятся резцовая гравюра, офорт, акватинта, меццо-тинто, сухая игла, лавис, мягкий лак. Резцовая гравюра отличается четкими линиями, толщина которых варьируется в зависимости от углубления резца в металл. Они прорезаются в металлической доске штихелем, резцом. Сухая игла характерна сочетанием тончайших и сочных черных линий. Рисунок процарапывается на металлической пластине стальной иглой. При сильном нажиме иглы образуются заусеницы (барбы), они придают сочность оттиску, так как задерживают больше краски, которая в этих местах при печати переходит на оттиск. Меццо-тинто (черная манера) — техника, при которой вся доска делается шероховатой, дающей при печати сплошной черный фон, затем шероховатости выглаживаются в светлых местах. В некоторых видах гравюры на металле применяется травление кислотой. Лавис — это техника, при использовании которой на металлической доске рисуют кислотой, нанося ее кистью. Оттиски, похожие на акварельную заливку, дает акватинта. В акватинте доска протравливается через поры прилипшего к ней порошка канифоли. Чем дольше травление, тем сильнее получается тон на оттиске. Акватинта часто комбинируется с офортом. Рисуя карандашом на бумаге, положенной на загрунтованную мягким лаком доску, получают эффект карандашного рисунка. Эта техника — мягкий лак. Цветные гравюры печатаются с нескольких досок, каждая из которых служит для одной краски. Иногда печатают и с одной доски, покрывая ее разными красками.
Бағзы замандарда түркілер өз әліпбиін ойлап тапты. Ондағы әріптер қар бетіндегі құс іздеріне өте ұқсас, құйттай сына түріндегі сызықшалармен бейнеленді. Мұндай жазу «сына жазуы» (немесе ешкім сырын аша алмаған бұл жазулар «руна» деп аталады, руна сөзі гот тілінен аударғанда «кұпия», «сыр» деген мағына береді) деп аталады. Ертеде кағаз болмағандықтан, біздің бабаларымыз өздерінің «сына жазуларын» күміс ыдысқа, ағаш тақталарға, беті тегіс үлкен тас кесектеріне жазған. Әсіресе, осы тас тақталардағы жазбалар бәрінен де жақсы сақталған. Олар Орхон және Енисей өзендердін маңынан табылды. Сондықтан ғалымдар оларды көне түркі жазуының Орхон-Енисей ескерткіштері деп атайды. Көне түркі жазба ескерткіштері табылған аймақтарға Сібірдегі Енисей, Лена өзендерінің аңғарлары, Моңғолиядағы Орхон, Онгин, Селенга өзендерінің алқабы, Орта Азия мен ҚР-дағы Талас пен Сыр бойы, Ертіс пен Іле қойнауы жатады.
Особенностью гравюры является возможность ее тиражирования. С одной доски, награвированной художником, можно напечатать большое количество равноценных оттисков (эстампов); все они будут авторскими произведениями в отличие от рисунка, который существует только в единственном числе.
Материал доски и гравирования определяют характерные особенности и влияют на стилистику изображения.
По характеру обработки печатной формы (доски) и печати различают выпуклую и углубленную гравюры. К гравюре относят и литографию.
Доска для выпуклой гравюры готовится следующим образом. На хорошо отполированную поверхность доски из твердых пород дерева (груша, пальма, самшит) наносится карандашом, пером или кистью рисунок, затем штихелем гравер удаляет места, которые в оттисках должны быть белыми, оставляя штрихи и черные пятна. Получается выпуклое изображение, на него валиком накатывают краску и, приложив бумагу, с силой придавливают ее на станке или притирают вручную. Таким образом получают на ней оттиск. Комбинации штрихов разной толщины создают тон любой насыщенности.
К выпуклой гравюре относятся ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра (гравюра на линолеуме; см.Вы печатаете линогравюру внизу страницы).
В углубленной гравюре рисунок резцом или кислотой углубляется в металлической пластине (из меди, стали или цинка), краска забивается тампоном в углубления, поверхность доски вытирается начисто и на нее накладывается увлажненная бумага. Печатают на станке при сильном давлении, необходимом для того, чтобы бумага вдавилась в углубление и, коснувшись краски, «приняла» ее вплоть до самых мелких штрихов.
Э. Делакруа. Иллюстрация к трагедии
У. Шекспира «Гамлет».
1835. Автолитография.
К углубленной гравюре относятся резцовая гравюра, офорт, акватинта, меццо-тинто, сухая игла, лавис, мягкий лак.
Резцовая гравюра отличается четкими линиями, толщина которых варьируется в зависимости от углубления резца в металл. Они прорезаются в металлической доске штихелем, резцом.
Сухая игла характерна сочетанием тончайших и сочных черных линий. Рисунок процарапывается на металлической пластине стальной иглой. При сильном нажиме иглы образуются заусеницы (барбы), они придают сочность оттиску, так как задерживают больше краски, которая в этих местах при печати переходит на оттиск.
Меццо-тинто (черная манера) — техника, при которой вся доска делается шероховатой, дающей при печати сплошной черный фон, затем шероховатости выглаживаются в светлых местах.
В некоторых видах гравюры на металле применяется травление кислотой.
Лавис — это техника, при использовании которой на металлической доске рисуют кислотой, нанося ее кистью.
Оттиски, похожие на акварельную заливку, дает акватинта. В акватинте доска протравливается через поры прилипшего к ней порошка канифоли. Чем дольше травление, тем сильнее получается тон на оттиске. Акватинта часто комбинируется с офортом.
Рисуя карандашом на бумаге, положенной на загрунтованную мягким лаком доску, получают эффект карандашного рисунка. Эта техника — мягкий лак.
Цветные гравюры печатаются с нескольких досок, каждая из которых служит для одной краски. Иногда печатают и с одной доски, покрывая ее разными красками.
Бағзы замандарда түркілер өз әліпбиін ойлап тапты. Ондағы әріптер қар бетіндегі құс іздеріне өте ұқсас, құйттай сына түріндегі сызықшалармен бейнеленді. Мұндай жазу «сына жазуы» (немесе ешкім сырын аша алмаған бұл жазулар «руна» деп аталады, руна сөзі гот тілінен аударғанда «кұпия», «сыр» деген мағына береді) деп аталады. Ертеде кағаз болмағандықтан, біздің бабаларымыз өздерінің «сына жазуларын» күміс ыдысқа, ағаш тақталарға, беті тегіс үлкен тас кесектеріне жазған. Әсіресе, осы тас тақталардағы жазбалар бәрінен де жақсы сақталған. Олар Орхон және Енисей өзендердін маңынан табылды. Сондықтан ғалымдар оларды көне түркі жазуының Орхон-Енисей ескерткіштері деп атайды. Көне түркі жазба ескерткіштері табылған аймақтарға Сібірдегі Енисей, Лена өзендерінің аңғарлары, Моңғолиядағы Орхон, Онгин, Селенга өзендерінің алқабы, Орта Азия мен ҚР-дағы Талас пен Сыр бойы, Ертіс пен Іле қойнауы жатады.