Даны вещества: хлорид натрия (кристаллический), карбонат калия (раствор), глюкоза
(раствор), гидроксид меди (ш), азотная кислота (раствор), гидроксид бария (раствор).
оксид углерода (V), хлорид серебра, серная кислота (раствор).
1. Выберите из предложенного перечня вещества-электролиты (написать формулы).
2. Для веществ-электролитов напишите уравнения электролитической диссоциации
(для кислот пишем полную диссоциацию, ступенчатую писать не нужно).
|. Хлор - Cl₂
Характеристика:
⁺¹⁷₁₇Cl)₂)₈)₇ 1s² 2s²2p⁶ 3s²3p⁵3d⁰
Хлор находится в 3-ем периоде VII группы, главной подгруппы, является галогеном, т.е. проявляет сильные окислительные свойства, в простом состоянии существует как двухатомная молекула. Проявляет следующие степени окисления:
7, 6, 5, 4, 3, 1, 0, −1
При нормальных условиях- ядовитый удушающий газ желтовато-зелёного цвета, тяжелее воздуха, с резким запахом и сладковатым, «металлическим» вкусом.
||. Алюминий - Al
Характеристика:
⁺¹³₁₃Al)₂)₈)₃ 1s² 2s²2p⁶ 3s²3p¹3d⁰
Алюминий находится в 3-ем периоде III группы, главной подгруппы, является амфотерным металлом, т.е проявлять как металлические, так и неметаллические свойства. Проявляет следующие степени окисления:
+1 (редко), +2 (редко), +3
Сам алюминий мягкий, легкий, серебристо-белый металл с высокой тепло- и электропроводностью.
|||. Магний - Mg
Характеристика:
⁺¹²₁₂Mg)₂)₈)₂ 1s² 2s²2p⁶ 3s²3p⁰3d⁰
Магний находится в 3 периоде II группы, главной подгруппы, из-за малого количества электроннов на последнем энергетическом уровене, проявляет металлические свойства (восстановитель, т.е. отдаёт электроны). Проявляет следующие степени окисления:
+1 (редко), +2
Простое вещество магний — лёгкий, ковкий металл серебристо-белого цвета.
Если сравнивать все элементы 3 периода, то можно определить следующее:
Слева направо увеличиваются неметаллические свойства (окислительные), также увеличивается электроотрицательность, ⇒ радиус становится меньше (увеличивается сила притяжения ядром внешних электронов). К тому же увеличивается энергия ионизации (I) и сродство к электрону (Е(ср.)).
• Na и Mg - проявляют металлические свойства
• Al - проявляет амфотерные свойства
• Si, P, S, Cl - проявляют неметаллические свойства (слева направо они увеличиваются)
• Ar - инертный газ (не реагирует ни с кем)
ответ:/
Объяснение:
Цель. Расширить и углубить представление учащихся о растворах и процессах растворения.
Образовательные задачи: определить, что такое раствор, рассмотреть процесс растворения – как физико – химический процесс; расширить представление о строении веществ и химических процессах, происходящих в растворах; рассмотреть основные виды растворов.
Развивающие задачи:Продолжать развитие речевых навыков, наблюдательности и умение делать выводы на основе лабораторной работы.
Воспитательные задачи: воспитывать мировоззрение у обучающихся через изучение процессов растворимости, так как растворимость веществ важная характеристика для приготовления растворов в быту, медицине и других важных отраслях промышленности и жизни человека.
Ход урока.
Что такое раствор? Как приготовить раствор?
Опыт №1. В стакан с водой поместить кристалл перманганата калия. Что наблюдаем? К какому явлению относится процесс растворения?
Опыт №2.Налить в пробирку 5 мл воды. Затем добавить 15 капель концентрированной серной кислоты (H2SO4конц.). Что наблюдаем? (ответ: пробирка нагрелась, протекает экзотермическая реакция, значит, растворение химический процесс).
Опыт №3. В пробирку с нитратом натрия добавляем 5 мл воды. Что наблюдаем? (ответ: пробирка стала холоднее, протекает эндотермическая реакция, значит растворение химический процесс).
Процесс растворения рассматривают как физико-химический процесс.
Стр. 211 заполнить таблицу.
Растворимость твердых веществ в воде зависит:
Задание: наблюдение влияния температуры на растворимость веществ.
Порядок выполнения:
В пробирки №1 и №2 с сульфатом никеля прилейте воды (1/3 объема).
Пробирку с №1 нагрейте, соблюдая технику безопасности.
В какой из предложенных пробирок №1 или №2 процесс растворения протекает быстрее?
Сделайте вывод о влиянии температуры на растворимость веществ.
Рис.126 стр. 213
А) растворимость хлорида калия при 30 0С составляет 40 г
при 65 0С составляет 50 г.
Б) растворимость сульфата калия при 40 0С составляет 10 г
при 800С составляет 20 г.
В) растворимость хлорида бария при 90 0С составляет 60 г
при 00С составляет 30 г.
Задание: наблюдение влияния природы растворенного вещества на процесс растворения.
Порядок выполнения:
В 3 пробирки с веществами: хлорид кальция, гидроксид кальция, карбонат кальция, прилейте по 5 мл воды, закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества.
Какое из предложенных веществ хорошо растворяется в воде? Какое не растворяется?
таким образом, процесс растворения зависит от природы растворенного вещества:
- хорошо растворимые: (по три примера)
- малорастворимые:
- практически нерастворимые:
3) Задание: наблюдение влияния природы растворителя на процесс растворения веществ.
Порядок выполнения:
В 2 пробирки с медным купоросом прилейте в 5 мл спирта (№1) и 5 мл воды (№2),
закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества.
Какой из предложенных растворителей хорошо растворяет медный купорос?
Сделайте вывод о влиянии природы растворителя на процесс растворения и
веществ растворяться в разных растворителях.
Виды растворов:
Насыщенный раствор – это раствор, в котором приданной температуре вещество больше не растворяется.
Ненасыщенный – это раствор, в котором при данной температуре вещество может еще растворяться.
Пересыщенный – это раствор, в котором вещество может еще растворяться только при повышении температуры.
Как-то утром я проспал.
В школу быстро собирался:
Чай холодный наливал,
Сахар всыпал, помешал,
Но не сладким он остался.
Я ещё досыпал ложку,
Стал послаще он немножко.
Чай допил я до остатка,
А в остатке стало сладко,
Сахар ждал меня на дне!
Стал прикидывать в уме –
Отчего судьбы немилость?
Виновата – растворимость.
Выделите виды растворов в стихотворении. Что необходимо сделать, чтобы сахар полностью растворился в чае.
Физико - химическая теория растворов.
Растворенное вещество при растворении с водой образует гидраты.
Гидраты-это непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе.
При растворении происходит поглощение или выделение теплоты.
При повышении температуры растворимость веществ увеличивается.
Состав гидратов непостоянен в растворах и постоянен в кристаллогидратах.
Кристаллогидраты – соли, в состав которых входит вода.
Медный купорос CuSO4∙5H2O
Сода Na2CO3∙ 10H2O
Гипс CaSO4∙2H2O
Задачи:
Растворимость хлорида калия в воде при 60 0С равна 50г. Определите массовую долю соли в растворе, насыщенном при указанной температуре.
Определите растворимость сульфата калия при 80 0С. Определите массовую долю соли в растворе, насыщенном при указанной температуре.
161 г глауберовой соли растворили в 180 л воды. Определите массовую долю соли в полученном растворе.
Домашнее задание. Параграф 35
Сообщения.
- удивительные свойства воды;
- вода – самое ценное соединение;
- использование воды в промышленности;
- искусственное получение пресной воды;
-борьба за чистоту воды.