В предалхимическом периоде теоретический и практический аспекты знаний о веществе развивались относительно независимо друг от друга.
Практические операции с веществом являлись прерогативой ремесленной химии. Начало её зарождения следует в первую очередь связывать, видимо, с появлением и развитием металлургии. В античную эпоху были известны в чистом виде семь металлов: медь, свинец, олово, железо, золото, серебро и ртуть, а в виде сплавов — ещё и мышьяк, цинк и висмут. Помимо металлургии, накопление практических знаний происходило и в других областях, таких как производство керамики и стекла, крашение тканей и дубление кож, изготовление лекарственных средств и косметики. Именно на основе успехов и достижений практической химии древности происходило развитие химических знаний в последующие эпохи.
Попытки теоретического осмысления проблемы происхождения свойств вещества привели к формированию в античной греческой натурфилософии учения об элементах-стихиях. Наибольшее влияние на дальнейшее развитие науки оказали учения Эмпедокла, Платона и Аристотеля. Согласно этим концепциям все вещества образованы сочетанием четырёх первоначал: земли, воды, воздуха и огня. Сами элементы при этом к взаимопревращениям, поскольку каждый из них, согласно Аристотелю, представляет собой одно из состояний единой первоматерии — определённое сочетание качеств. Положение о возможности превращения одного элемента в другой стало позднее основой алхимической идеи о возможности взаимных превращений металлов (трансмутации). Практически одновременно с учением об элементах-стихиях в Греции возник и атомизм, основателями которого стали Левкипп и Демокрит.
1. 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
n(O2) = m(O2)/M(O2) = 2/32 = 0,0625 моль.
По уравнению n(KMnO4) = 2*n(O2) = 2*0,0625 = 0,125 моль.
m(KMnO4) = n(KMnO4)*M(KMnO4) = 0,125*158 = 19,75г.
2KCLO3 = 2KCl + 3O2
По уравнению n(KCLO3) = (3/2)*n(O2) = 0,09375 моль.
m(KCLO3) = n(KCLO3)*M(KCLO3) = 0,09375*122,5 = 11,5 г.
2.2H2O2 = 2H2O + O2
m(H2O2) = W(H2O2)*m(p-pa) = 0,05*170 = 8,5 г
n(H2O2) = m(H2O2)/M(H2O2) = 8,5/34 = 0,25 моль.
По уравнению n(O2) = n(H2O2)/2 = 0,25/2 = 0,125моль
m(O2) = n(O2)*M(O2) = 0,125*32 = 4 г.
3. 2HgO = 2Hg + O2
n(HgO) = 86,8/217 = 0,4 моль
По уравнению n(O2) = n(HgO)/2 = 0,4/2 = 0,2 моль
m(O2) = 0,2*32 = 6,4 г - это теоретическая масса.
выход = m(практич)/m(теоретич) = 6/6,4 = 0,94 или 94%.
Практические операции с веществом являлись прерогативой ремесленной химии. Начало её зарождения следует в первую очередь связывать, видимо, с появлением и развитием металлургии. В античную эпоху были известны в чистом виде семь металлов: медь, свинец, олово, железо, золото, серебро и ртуть, а в виде сплавов — ещё и мышьяк, цинк и висмут. Помимо металлургии, накопление практических знаний происходило и в других областях, таких как производство керамики и стекла, крашение тканей и дубление кож, изготовление лекарственных средств и косметики. Именно на основе успехов и достижений практической химии древности происходило развитие химических знаний в последующие эпохи.
Попытки теоретического осмысления проблемы происхождения свойств вещества привели к формированию в античной греческой натурфилософии учения об элементах-стихиях. Наибольшее влияние на дальнейшее развитие науки оказали учения Эмпедокла, Платона и Аристотеля. Согласно этим концепциям все вещества образованы сочетанием четырёх первоначал: земли, воды, воздуха и огня. Сами элементы при этом к взаимопревращениям, поскольку каждый из них, согласно Аристотелю, представляет собой одно из состояний единой первоматерии — определённое сочетание качеств. Положение о возможности превращения одного элемента в другой стало позднее основой алхимической идеи о возможности взаимных превращений металлов (трансмутации). Практически одновременно с учением об элементах-стихиях в Греции возник и атомизм, основателями которого стали Левкипп и Демокрит.