1) Гончаров о Фамусовском обществе: Образовалось два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии "отцов и старших", с другой -- один пылкий и отважный боец, "враг исканий". Это борьба на жизнь и смерть, борьба за существование. Фамусов хочет быть "тузом" - "есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах, быть богатым". Французские книжки, на которые сетует Фамусов, фортепиано, стихи и танцы - вот что считалось классическим образованием барышни. Балы и это общество - вот тот круг, где была заключена жизнь "барышни". Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. Мысль безмолвствовала, говорили одни инстинкты. Житейскую мудрость почерпали они из романов, повестей - и оттуда инстинкты развивались в уродливые, жалкие или глупые свойства: сентиментальность, искание идеала в любви, а иногда и хуже. У большинства женщин снаружи господствовала условная мораль - а втихомолку жизнь кипела, за отсутствием здоровых и свободных интересов, вообще всякого содержания. От страха за себя, за свое безмятежно-праздное существование Фамусов затыкает уши и клевещет на Чацкого. Итак, лжет и он, потому что ему нечего сказать, и лжет все то, что жило ложью в Старая правда никогда не смутится перед новой -- она возьмет это новое, правдивое и разумное бремя на свои плечи. Только больное, ненужное боится ступить очередной шаг вперед.
2) Чацкий Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, но при том он безукоризненно честен. Словом - это человек не только умный, но и развитой, с чувством. Он искренний и горячий деятель. Чацкий начинает новый век, и в этом все его значение и весь "ум". Чацкий, как видимо, готовился серьезно к деятельности. Все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министрами и разошелся не трудно догадаться почему. Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье. Чацкого роль - роль сострадательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие, и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха. Теперь, в наше время, конечно, сделали бы Чацкому упрек, зачем он поставил свое "оскорбленное чувство" выше общественных вопросов , общего блага и т. д. Роль и физиономия Чацких неизменна. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило. Он знает, за что он воюет и что должна принести ему эта жизнь. Он не теряет земли из-под ног и не верит в призрак, пока он не облекся в плоть и кровь, не осмыслился разумом, правдой, - словом, не очеловечился. Он очень положителен в своих требованиях и заставляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком. Он требует места и свободы своему веку. Чацкий, из всех, наиболее живая личность и как человек, и как исполнитель указанной ему Грибоедовым роли. Натура его сильнее и глубже прочих лиц и потому не могла быть исчерпана в комедии.
Образовалось два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии "отцов и старших", с другой -- один пылкий и отважный боец, "враг исканий". Это борьба на жизнь и смерть, борьба за существование. Фамусов хочет быть "тузом" - "есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах, быть богатым".
Французские книжки, на которые сетует Фамусов, фортепиано, стихи и танцы - вот что
считалось классическим образованием барышни. Балы и это общество - вот тот круг, где была заключена жизнь "барышни". Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. Мысль безмолвствовала, говорили одни инстинкты. Житейскую мудрость почерпали они из романов, повестей - и оттуда инстинкты развивались в уродливые, жалкие или глупые свойства: сентиментальность, искание идеала в любви, а иногда и хуже. У большинства женщин снаружи господствовала условная мораль - а втихомолку жизнь кипела, за отсутствием здоровых и свободных интересов, вообще всякого содержания.
От страха за себя, за свое безмятежно-праздное существование Фамусов
затыкает уши и клевещет на Чацкого.
Итак, лжет и он, потому что ему нечего сказать, и лжет все то, что жило
ложью в Старая правда никогда не смутится перед новой -- она возьмет это новое, правдивое и разумное бремя на свои плечи. Только больное, ненужное боится ступить очередной шаг вперед.
2) Чацкий
Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, но при том он безукоризненно честен. Словом - это человек не только умный, но и развитой, с чувством. Он искренний и горячий деятель. Чацкий начинает новый век, и в этом все его значение и весь "ум".
Чацкий, как видимо, готовился серьезно к деятельности. Все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министрами и разошелся не трудно догадаться почему.
Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье.
Чацкого роль - роль сострадательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие, и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха.
Теперь, в наше время, конечно, сделали бы Чацкому упрек, зачем он поставил свое "оскорбленное чувство" выше общественных вопросов , общего блага и т. д.
Роль и физиономия Чацких неизменна. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило. Он знает, за что он воюет и что должна принести ему эта жизнь. Он не теряет земли из-под ног и не верит в призрак, пока он не облекся в плоть и кровь, не осмыслился разумом, правдой, - словом, не очеловечился.
Он очень положителен в своих требованиях и заставляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком. Он требует места и свободы своему веку.
Чацкий, из всех, наиболее живая личность и как человек, и как исполнитель указанной ему Грибоедовым роли. Натура его сильнее и глубже прочих лиц и потому не могла быть исчерпана в комедии.
(c) Алиса Куквинова