1. Что вспоминает герой о своем учителе?
2. Как звали учителя? Что означает его имя? Случайно ли отчество героя(связь с мифами)?
3. Чем же отличался Харлампий Диогенович от своих коллег?
4. Наверное, этот учитель знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на во в тексте и выпишите его.
5. Прочтите высказывание о юморе Ф. Искандера. Как вы думаете, почему читатель знакомится с учителем математики после смешного вступления?
6. Почему дети боялись нарушить дисциплину на уроках математики?
7. Почему учитель после показанных событий рассказал о подвигах Геракла? А кто такой Геракл?
8. Почему же эта история подействовала на «бесстрашного малярика» сильнее всех внушений?
9. Учитель говорит спокойно, негромко, уважительно. Как же воспринимает его слова провинившийся?
сказка : тринадцатый подвиг геракла
Карл Иваныч очень сильно любил Николеньку, но сильно не показывал это.Он обучал его всему,что только знал.Карл Иванович – немного несуразный, нелепый, но беззаветно влюбленный в науку и щедрый на доброту.Николенька считал, что Карл Иванович был очень одиноким человеком, не имевшим семьи, а так и было."Учитель сидит за столиком, на котором стоит «кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку» (кружок этот Карл Иваныч «сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света»). Возле него лежат часы, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все вещи чинно и аккуратно лежат на своих местах. Поэтому Николенька приходит к выводу, что «у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна». "Иногда Николенька заставал Карла Иваныча в минуты, когда его «голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались». И тогда мальчик думал: «Бедный, бедный старик! Нас так много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает...». Он подбегал, брал его за руку и говорил: «Милый Карл Иваныч!» Эти искренние слова всегда глубоко трогали учителя. Но бывали минуты, когда Николенька, задумавшись, не слышал слов учителя, и тем самым обижал его.
В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны...».
Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина — Наталья Савишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека.