1. Дополни предложения словами из текста, «..!» - замечают люди и прячутся в подъездат, а
- это мгновенный искровой разряд в возду
Никший из-за скопившегося в атмосфере электрика
Молния чаще всего попадает в отдельно стоя.
2. Найди предложение о том, как возникает молния,
3. Установи последовательность явления природы,
4. Приведи из легенды примеры во время МОЛНИ
2) на земле появи.
Всг
Часть в
1. с
E
хал
2
под крышами летних палаток.
очень опасны!
высокий предмет.
• Лохматые тучи.
• Тяжёлые раскаты грома.
• Лилово-белая стрела.
• Тёмное небо.
Порывы резкого ветра.
5. Запиши основную мысль текста.
ответ:1. Смысл названия рассказа. В произведении описывается один день нелегкого военного детства, а в названии - “зимние вечера”. Почему автор акцентирует внимание на вечере, тогда как действие начинается ранним утром? Для чего в названии употребляется форма множественного числа?
2. Внимательно прочитайте первые строчки рассказа. Докажите, что они построены по принципу контраста.
3. Антитеза – основной композиционный прием в рассказе. Назовите антитетичные пары в произведении.
4. Как война отражается на жизни далекой сибирской деревни? Обратите внимание на детали.
5. В центре рассказа – брат и сестра Колокольниковы. Описанная ситуация очень напоминает русскую народную сказку, в которой мать с отцом покидают дом, а старшему наказывают смотреть за младшим. В. М. Шукшин точно описывает структуру русского дома. Какова она? Почему автор акцентирует внимание на печи? Смысл описания одежды, мебели, посуды, игрушек.
6. Почему при описании дома повторяется эпитет “синий”?
7. Чем заняты дети до прихода матери? Описание времени и Холод, голод, но нет озлобленности. Каким образом Шукшин подчеркивает взаимопонимание брата и сестры, их добрый нрав?
9. Какие черты характера матери наследует дочь?
10. Докажите, что с приходом матери все меняется: жизнь наполняется движением, звуками, начинается настоящий праздник.
11. С появлением матери усиливается в рассказе и звучание сказочных мотивов. Приведите примеры. С чем это связано?
12. Сказка продолжается и в лесу, куда Ваня с матерью направляется за дровами. Докажите. Какие чувства возникают, когда читаем о березке? Как отразились народные представления о лесе, о березке в рассказе В. М. Шукшина? Какие средства языковой выразительности использует автор, описывая их?
13. Домашний очаг считался в старину священным. В огне видели силу, не только дававшую человеку тепло и пищу, но и отгонявшую от жилища всю нечисть. В печи, по преданию, жили благожелательные, светлые духи. Как огонь в доме Колокольниковых влияет на героев? Найдите переклички с народными представлениями.
14. Печь затоплена. Наташка на коленях у брата. “Голубыми” волнами разливается тепло. Варятся пельмени. Праздники будут и впереди: елка, Новый год… А уже завтра – новая рубаха, сшитая за ночь матерью. “После ужина Ванька стоит перед матерью и спит, свесив голову. Материны теплые руки поворачивают Ваньку: полоска клеенчатого сантиметра обвивает Ванькину грудь, шею – ему шьется новая рубаха. ” Так ассоциативно возникает образ круга. Вспомните значение круга как мифопоэтической символики. Найдите еще примеры в тексте рассказа, попробуйте “расшифровать” смысл этого символа.
15. Исследователь Н. В. Халина в статье “Особенности постижения В. М. Шукшиным техники природы: русская модель мира ушедшего столетия” пишет о том, что писатель в творчестве применяет метод пропорционирования. В архитектуре этот метод обеспечивает стабильность конструкций за счет диагоналей, удерживающих один квадрат в другом квадрате. Древнерусские зодчие так же, как и зодчие готические, применяли ключевую фигуру – квадрат, вписанный в квадрат, и называли это “Вавилон”. Покажите на примерах из текста, что и В.М. Шукшин в своем рассказе использует “Вавилон”. Для чего?
16. Какие символы вы обнаружили в рассказе еще?
Антипыч, хозяин собаки Травки из «Кладовой солнца» говорил, что расскажет правду ребятам перед своей смертью. А если не успеет, то передаст правду своей собаке Травке. Так и случилось. Антипыча не стало, но никому из людей он не успел поведать, в чем же заключается правда. Получается, что носителем этой истины стала его собака.
Травка Митрашу от гибели, и находит в нём своего нового человека, своего Антипыча. Для Травки именно это было смыслом её жизни – служить людям, быть полезной, и за это получать любовь и заботу. Одной ей было страшно, тоскливо и голодно. Она вспоминала своего хозяина и искала любую возможность вновь найти свое место. Возможно, Антипыч под своей правдой именно это имел в виду – любовь к миру, к людям, к природе. Антипыч умел это делать, он бережно относился к лесу, умел читать его знаки, был одинок, но ласков со всеми. Свою собаку он уважал, считал настоящим другом. И он, конечно же, знал, что Травка не может рассказать словами ту правду, которую он ей передал перед смертью, но может показать поступками. Не делать зла, беречь близких и друзей, внимательно слушать окружающий мир. Мне кажется, именно это Антипыч имел в виду, когда говорил о правде. И через свою собаку он передал это и ребятам, Насте и Митраше, которые после случая в лесу стали еще дружить еще крепче, ценить друг друга и делать добро людям.