1. Әңгіменің негізгі идеясын анықтаңдар.
2. Әңгімеге композициялық талдау жасаңдар.
3. Шығарманың сюжеттік тізбегін анықтаңдар. Оқиғаның шарықтау
meri қай жағдаймен байланысты көрінеді?
4. Шығармадағы ауыспалы мағынада қолданылған сөздерді тауып, тал-
дау жасаңдар.
Шығарманың аты "Прописка
Во - первых ,он создал семью и делал всё ,чтобы его близкие были счастливы .Во - вторых ,когда началась война ,он не прятался от неё ,а пошёл воевать .Был фронтовым шофёром .Попал в плен.Из плена бежал несколько раз .В последний раз побег удался ,Андрей даже прихватил с собой языка - фрица .
Но война полностью уничтожила его семью ,что стало для солдата настоящим горем .Автор ,встретив его на переправе говорит ,что глаза Андрея "были словно присыпаны пеплом" .А глаза - зеркало души .Душа героя была испепелена войной . Дом был разрушен прямым попаданием снаряда ( погибли жена и дочки) А сын Анатолий был убит снайпером в самый последний день войны .Что остаётся человеку ? Да ещё когда в душе саднит незатухающая вина перед женой ,которая так рыдала .провожая Андрея на войну ,что он прикрикнул на неё .А теперь понимает ,что она чувствовала ,что никогда они не увидятся больше.
Но герой сумел преодолеть в себе ожесточение ,которое могли вызвать в его душе трагические события войны.
Андрей Соколов взял на воспитание мальчонку - сироту ,которого увидел побирающимся у придорожного кафе в городе Урюпинске ."Не бывать тому ,чтобы нам поодиночке погибать !" Он сказал ему ,что он и есть его отец .Ванюшка поверил ,и два одиноких несчастливых человека стали опорой друг другу .Автор встретил их у переправы ( с этого и начинается повесть ),и ,глядя им вслед ,Шолохов говорит :"Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина."Так семья героям обрести душевный покой .
Андрею часто снятся его близкие .Они тянут к нему руки ,но колючая проволока не даёт им встретиться .Эта колючая проволока - символ мук ,которые терзают душу героя .И опять авторский комментарий:"Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза..".
Произведение очень поучительно .Оно учит любви к родине ( Андрей умел её защищать ) Любви к людям ( и к своим близким ,и к тем ,кто нуждается в Книга учит стойкости и несгибаемости ,твёрдости и вере!
Это прекрасное произведение о русском несгибаемом характере .
Список литературы для чтения летом 7 класс
1.Былины: Илья Муромец и Соловей-разбойник, Вольга и Микула Селянинович
2.Поучение Владимира Мономаха
3.Повесть о Петре и Февронии Муромских
4.В.А.Жуковский Светлана
5.А.С.Пушкин Песнь о вещем Олеге,
6.А.С.Пушкин Станционный смотритель
7.М.Ю.Лермонтов Песня про купца Калашникове
8.Н.В.Гоголь Тарас Бульба
9.И.С.Тургенев Бирюк
10.И.С.Тургенев Бежин луг
11.А.К.Толстой Князь Серебряный
12.М.Е.Салтыков-Щедрин Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил, Премудрый пескарь, Медведь на воеводстве
13.Л.Н.Толстой Детство
14.В.М.Гаршин Красный цветок
15.А.П.Чехов Хамелеон
16.И.А.Бунин Лапти
17.М.Горький Детство
18.Л.Н.Андреев Кусака
19.А.П.Платонов Юшка
20.Е.И.Носов Кукла, Живое пламя
21.Ю.П.Казаков Тихое утро
22.М.Зощенко Рассказы.
23.О.Генри Дары волхвов