1. как начинается знаменитое «Слово о полку Игореве» 2. что читатель узнаёт о походе Игоря уже в зачине(начале) произведения
3. кто такой Боян
4. разделите «слово...» условно на 3 части
5. объяснить роль природных стихий в художественном тексте
6. сопоставьте две битвы Игоря с половцами, какая из битв была более значимой
7. выразительно прочитайте «Златое слово Святослава» определите его композиционную роль
8. выразительно прочитайте плач Ярославны, к каким природным стихиям она обращается, почему?
9. на чем акцентирует внимание читателя автор в концовке произведения
Рассказ «Путешественники не плачут» учит именно этому. Герой рассказа — самый обычный мальчик, кажущийся скорее слабым, чем сильным. Вернее, он кажется таким дяде Вите, который приводит племянника в компанию дворовых мальчишек, чтобы те научили Володьку быть сильным в его понимании.
И тут автор исподволь начинает учить читателя, незаметно и просто рассказывая о правилах, по которым жили мальчишки. И употребляет слово «неделикатность» , за которую чуть было не отвесил подзатыльник любопытному Артуру старший брат, и говорит, что над прямым и честным ответом нельзя смеяться и что «иногда вредно тратить много слов» .
А потом автор показывает ситуацию, наверное, знакомую всем мальчишкам, да и девчонкам тоже, увековеченную Э. Н. Успенским в образе кота Матроскина, когда главному герою предложили взять домой беспризорного пса. Пёс этот, по имени Гермес, изображён Крапивиным так, что я вспомнила своё детство и своих дочерей, которые приносили домой то кошку, то собаку, найденную около пединститута. Да и мы с мужем однажды вместо сахара для варенья купили (!) у дядьки около магазина пса, странную смесь болонки и шпица, который долго жил в нашем доме и был, как потом выяснилось, настоящим хранителем домашнего очага. Пёс Гермес глядел «светло-коричневыми лукавыми глазами» , «улыбался розовой пастью» , а когда Володька вздумал его помыть, «тихо выл от ужаса, но терпел» . Автор рисует пса так, что мы, дочитав рассказ до конца, ненавидим его убийцу — разумного и страшного дядю Витю. (Вспомните с ребятами: «Я ненавижу Тарасова...» , верните их к той боли, ощущению зла и несправедливости и мужественному поступку того мальчика, хотя он просто высказывает своё отношению к произошедшему. Но иногда и слова — это поступок. )
И тогда Володька совершает мужской поступок: он не может наказать или что-то объяснить этим взрослым людям, не может, как тот мальчик, выгнать их — и уходит от них сам, уходит в ночь, в лес, который становится роднее, чем они. Он знает, что впереди будет дорога и попутный грузовик домчит его до стройки, до ЛЮДЕЙ. Это поступок сильного человека, который не примиряется со злом, хотя и не может его побороть. Что ж, честно говорит своему читателю автор, бывает и так.
Порівняння:
«Там гуляла Бондарівна, як пишная пава»
«Межи ними Бондарівна, як сива голубка!».
Риторичні оклики:
«Тікай, тікай, Бондарівно, буде тобі лихо!»
«Тільки годен пан Каньовський мене роззувати!»
«Ніж з тобою поневолі на цім світі жити!»
«Нехай іде свою доньку на смерть наряджати!»
«Оце ж тобі, старий Бондар, за личко рум’яне!»
«Оце тобі, старий Бондар, за хорошу дочку!»
«Бондарівно, моя донько, пропав я з тобою!»
«А вже ж дівку Бондарівну навіки сховати!».
Звернення:
«Тікай, тікай, Бондарівно…»
«А чи волиш , Бондарівно?..»
«Ой волію ж я, пан Каньовський…»
«Оце ж тобі, старий Бондар…»
«Бондарівно, моя донька…».
Повтори:
«Тікай, тікай…»
«…хорошая» хорошого…»
«старий Бондар…».
Риторичні запитання: «А чи волиш, Бондарівно, в сирій землі гнити?».
Епітети: «добрі люди», «сира земля».
Гіпербола: «ударили в усі дзвони».