1. Как в поэме раскрывается тема репрессий и почему эта тема близка
Ахматовой?
2. В каких именно фрагментах поэмы больше всего проявляется
материнское страдание? Поясните.
3. Как вам кажется, почему в поэме библейский мотив?
4. Проанализируйте вступление. Какие именно метафоры вызывают у вас
большое количество ассоциаций? Поясните.
5. Почему в финальной части произведения Анна Ахматова упоминает о
памятнике? И почему поставить его в том месте, которое связано не
с радостью героини, а с её болью и страданиями?
6. Как вам кажется, если бы поэма была напечатана до 60-х годов, могло
бы это как-то отразиться на судьбах заключённых?
7. Какие выводы вы делаете после прочтения?
Первая встреча
Урок начинается с вступительного слова учителя
В начале ХХ века в России сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе «женская» поэзия. К ней можно отнести поэзию Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.
Но закономерно ли, вообще, выделять «женскую» поэзию? Конечно, всякая большая литература имеет общечеловеческое значение. Однако впервые в поэзии Анны Ахматовой и Марины Цветаевой женщина обрела поэтический голос. Ахматова писала: «Я научила женщин говорить».
Поэзия А. Ахматовой и М. Цветаевой раскрыли глубину чувств и переживаний женской души. Но их переживания не оторваны от судьбы родины.
Очень часто Ахматову связывают с древнегреческой поэтессой Сапфо. В своей поэзии она воспела любовь, ей удалось показать все проявления любви: встречи, расставания, разочарования, ревность, тоску, то есть все, что может быть связано с этим прекрасным чувством.
Мы обзорно познакомились с творчеством Ахматовой, когда изучали «серебряный» век русской поэзии. Мы с вами окунулись в ее лирический мир, полный загадочностью чувств.
Предварительно вы познакомились с биографией Ахматовой. И обратили внимание на то, что творчество поэтессы тесным образом связано с «серебряным» веком русской поэзии, последние же ее произведения появились в 60-е годы.
Давайте попробуем ответить на следующие во Во заранее задаются на дом).
1. Какова история псевдонима «Ахматова»?
(Ахматова – псевдоним Анны Андреевны Горенко, фамилия бабушки поэтессы).
2. Назовите первые сборники Ахматовой.
(сборники «Вечер», «Четки»)
3. Вспомните, в чем особенности акмеизма как литературного направления? Что объединяло Н. Гумилева и А. Ахматову?
(Н. Гумилев создал «Цех поэтов-акмеистов». Акмеисты поставили своей целью реформировать символизм, главным недостатком которого, по их мысли, было то, что в нем было много мистики. Символисты были далеки от реальности. Поэтому – никакого мистицизма. Мир, по акмеистам, должен предстать таким, каков он есть на самом деле: живой, смертный, красочный, звучащий. Акмеизм сплотил Ахматову, Гумилева, Мандельштама).
4. Как отразилась революция и гражданская война в биографии А.Ахматовой?
(Не сложились отношения Анны Андреевны с Родиной. «Родина» и «власть» для нее были совершенно различными понятиями. Отъезд из России был равносильно предательству. Характерно в этом плане стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам». В стихотворении противопоставлены те, кто уехал из страны и те, кто остался, но стал изгнанником… По-разному к ним относится поэтесса. Первым совершенно не сочувствует. Вызывают сочувствие у поэтессы изгнанники. Это те, кто был насильно сослан из страны. Поэтесса уверена в том, что исторически «оправдан будет каждый час» мучений. Ахматова переживает трагическую судьбу страны и разделяет участь своей родины).